СВОЙ СТИЛЬ: ЛЕТО-2017
"Аэрофлот" по расписанию приземлил нас на французскую землю. Едем на такси. Едем в отель Hotel Mercure Paris. Вся семья в ожидании. Не терпится узнать, в какие номера нас поселят, какой этаж и каким будет вид из окна, увидим ли мы Эйфелеву башню или базилику Сакре-Кёр?

Расселили. Зайдя в номер, все первым делом осмотрели вид из окна, а мой сын Володя первым делом изучил содержание огромного, наполненного для нас холодильника. Я и парень остались довольны.

- Нужно отметить приезд. Идём в ресторан. Знакомство с Парижем откладываем на завтра.

И вот моя утренняя прогулка. Город медленно просыпался. Однако моя семья спала. Так город исследовать интереснее и чуднее. Поднимаюсь по крутой улочке в сторону базилики, меня взглядом останавливает работник уличной кофейни:

- Bonjour.

- Good morning,- я сразу даю понять, что по-французски не понимаю и диалог возможен только на английском.

Он улыбается мне и ловко переходит на английский.

И на одну смущённую улыбку туристки и одну улыбку парижанина в мире становится больше. И я чувствую, что счастлива.

За завтраком в отеле рассказала семье о своей ранней прогулке.

Любимая свекровь Татьяна Михайловна:

- Я завтра иду с тобой!

- Отлично, будем дышать утренним Парижем, пока мальчики спят.

Никто из наших мужчин и не возражал.

И в нашей совместной утренней прогулке мы дышали Парижем, болтали, заглядывали в витрины закрытых магазинчиков и лавок, купили французской выпечки для наших мужчин, которой в нашем холодильнике нет, и пошли домой.

После завтрака всем семейством вместе с мужчинами собрались ехать на обзорную экскурсию. У входа в отель нашу большую семью ждёт минивэн и экскурсовод.

Ожидание и реальность. Несколько часов галопом по Европам, в нашем случае по Парижу, несмолкающий экскурсовод, кажется, знающий больше, чем "Википедия", монотонным голосом с дефектом речи непрерывно выдавала нам огромное количество исторических фактов, событий, дат. Мы в них потерялись. Сын Вова изнывал, сильно-то ему это надо. Да и нам тоже вдруг затосковалось. Не было эмоций. А Париж - это не факты и даты, это всё-таки, наверное, эмоции, наполненность, ожидание, вдохновение, поиск, широко раскрытые глаза и желание через эмоции напитаться историей великого города.

Вдруг стало казаться, что нас чего-то лишили. Лишили первого, самого яркого, эмоционального впечатления от увиденного Парижа. Лувр, собор Парижской Богоматери, Эйфелева башня, Триумфальная арка, Дом инвалидов, Опера Гарнье и многие другие,- все они померкли в этом перечне нудного экскурсовода.

Вечером кабаре, там точно не должно быть осечки. Уж там-то должны быть эмоции.

Вечер. Платья. Каблуки и кабаре.

Вечер. Мужчины отправляются в речное путешествие по Сене на кораблике, а мы с Татьяной Михайловной берём друг друга под руку и летим по мостовой мимо вечерних кафе, сидящей в баре молодёжи в мир какого-то кабаре, красивых женщин и пластичных мужчин, в мир лёгкого эротического танца и визитной карточки Парижа.

Поднимаемся по лестнице. Тёмный, освещённый тусклым светом зал, разговоры и смех посетителей, за столиками тесно. Занавес открывается, танец, музыка, ноги подстукивают в такт, красочные костюмы, канкан, всё на одном дыхании. Понравилось, на душе легко.

Возвращаемся в отель. Мужчины спят. Тихонько, чтобы не потревожить спящих, приоткрываю окно. Гул парижских улиц прекрасен. Отельеры стараются установить окна, не пропускающие шум, но мы приоткрываем окно: слышны сигнальные сирены, негромкая музыка, редкие крики гуляющих. Сон в Париже лёгкий, какой-то музыкальный и танцующий...

Новое утро. Монмартр. Какой сегодня день?

Завтракаем. Ребёнок наш радуется шоколадной пасте и булочке. Татьяна Михайловна восхищается выпечкой. Мужчины делятся с нами впечатлениями о своей поездке на речном кораблике по знаменитой реке Сене.

Впереди ещё одна экскурсия - по Монмартру - окажется очень интересной по содержанию, но в целом такой же безэмоциональной. Что же у них, у этих парижан, с эмоциями?

Всё! С официальными экскурсиями завязываем. Исследуем город самостоятельно.

И после мы просто пошли гулять, наполняться впечатлениями, пробовать в маленьких кафе неслыханные нами в своей Сибири мули прованс и мули маринара, луковый суп, пить французское вино и радоваться жизни, тому, что мы здесь все вместе.

Такой Париж мне и запомнился, удивительно семейный, тёплый, несмотря на вечерний моросящий дождь и утреннюю прохладу.

Сижу вот, думаю. Писать о путешествиях стоит сразу, пока ты весь наполнен запахами, вкусами и образами. То ли сейчас мне начать писать путевые заметки, то ли после, когда вернусь в Красноярск. Решаюсь начать писать в самолёте, на высоте, при возвращении. А ведь приятно, раскрыв блокнот, записывать в него что-то только вчера пережитое. А я пережила ощущение великого города мировой культуры на земле - Парижа.

Мечтаю, чтобы и из моего Красноярска туристы уезжали когда-нибудь с таким же настроением, с каким уезжаю я из Парижа, с желанием вернуться.

ОТ ПИСАТЕЛЯ А. Е. ЗЯБРЕВА. Автор откровенно признаётся, что ей довелось увидеть лишь очень малую часть из того, чем наполнен этот великий мегаполис. Но ей удалось его почувствовать, что, по моему мнению, не менее важно, если не более, и не только почувствовать, а и по-женски передать.

Наталья САВЧЕНКО. 31 августа 2017 года.