ХУДОЖНИК ВИКТОР УДИН: "СОВРЕМЕННУЮ ЖИЗНЬ Я НАЗЫВАЮ ЦВЕТЕНИЕМ ЧЕРТОПОЛОХА"
В октябре Виктору Николаевичу Удину, известному красноярскому художнику, заслуженному работнику культуры РФ, исполнится 80 лет, из них 47 лет он преподавал в Красноярском художественном училище имени В. И. Сурикова. С 1970 года выставляется на городских, краевых, зональных, республиканских выставках, провёл более десяти персональных выставок...

- Виктор Николаевич, как вы выбираете тему для своей работы?

- Специально не выбираю: что вдохновит глаз, то и рисую.

- Кажется, природа вас больше вдохновляет, чем человек?

- Не всегда, вот картина "Окраина Овсянки". Это память о Викторе Петровиче Астафьеве.

- Вы были знакомы с ним лично или только с его творчеством?

- Мы были знакомы лично, он и в гостях у меня был.

- Интересно, расскажите, пожалуйста, как вы познакомились.

- Мне предложила встретиться с ним моя знакомая - Ольга Верхотурова, врач той больницы, в которой лечился Виктор Петрович. Я с радостью согласился, ведь это уникальный случай - поговорить лично с известным писателем-земляком.

Мы встретились, я подарил ему свою картину, поговорили о его произведении "Царь-рыба", мне оно нравилось своей самобытностью, близостью к жизни. Я говорю ему: "Вы лихо устроили презентацию песни героя - заядлого рыбака":

"Хы-хмуриться не надо, Лада!

Хы-хмуриться не надо, Лада!

Ды-для меня твой смех - отрада..."

- А вот эта работа - она отличается от других...

- Это моё воспоминание о шахтёрской жизни в течение трёх лет на руднике "Центральный" в шахте "Красная", здесь изображён её террикон - пустая порода, вынутая с глубины. На руднике добывали золото. Это бывшие золотые прииски мариинской тайги ещё царских времён.

Там родился мой сын Костя, он геолог, эту работу я писал для него, чтобы он помнил свои истоки.

- Три года на руднике? Не очень долго проработали...

- Это была работа по распределению после окончания Сибирского горно-металлургического института в Новокузнецке. Потом приехал в Красноярск, около года проработал старшим экономистом на заводе "Сибсталь". После пошёл художником-оформителем в Дом культуры, работал, рисовал, ходил в студию художника В. Т. Башмакова. С 1969 года и до 2016-го включительно преподавал в Красноярском художественном училище.

- Наверное, нелегко быть одновременно художником и преподавателем?

- Да, действительно, эти две профессии очень сложно совмещать. Если художник хочет полноценно творить, ему, по возможности, не нужно преподавать - времени для собственного творчества будет очень мало. Да и тому, кто хочет быть художником, не всегда нужно этому учиться в образовательном учреждении, но это не значит, что ему вообще учиться не надо.

- То есть художник может научиться всему самостоятельно?

- Да, но если у него есть талант и жизненная активность, которая проявляется в регулярных походах на выставки и в интересе к искусству в любых его проявлениях.

К тому же очень важно качественное и разнообразное творческое окружение. Почему все едут в Москву и Петербург? Как раз за этим. Нужно видеть и общаться как можно больше.

- Как рано вы открыли в себе интерес к живописи?

- Рисовать с большим удовольствием начал с пятого класса. У нас в школе рисование преподавал художник Виктор Петрович Пятин. Конечно, там мы оформляли больше лозунги и стенгазеты, но всё равно начало было положено.

- На сегодняшний день сколько всего картин вами написано?

- Около 100 живописных, много этюдов и набросков.

- А есть ли среди них наиболее любимые?

- Да, есть несколько, которые, как мне кажется, удались лучше остальных: "Вечер в Козульке", "Ачинский глинозёмный комбинат" (я - человек из промышленности, её и освещал часто, ей и посвящена эта работа) и "Огни Саян".

Эти работы находятся в архивах Красноярского художественного музея. Планирую организовать выставку и представить эти картины на ней, очень бы хотелось снова взглянуть на свои работы.

- Сейчас, как мне кажется, люди довольно редко покупают картины. Как вы думаете, почему?

- Во-первых, народ без денег, во-вторых, отошёл от искусства. Более-менее живописью интересуется тот, кто сам рисует или преподаёт. Государству не нужны художники, ни большие, ни малые. Поскольку художники работой не всегда обеспечены, ищут признания различными способами, например, как Василий Слонов.

- Как вы относитесь к его творчеству? Он же выпускник Красноярского художественного института имени В. И. Сурикова?

- Да, я учил его рисунку, видите, до чего я его доучил?

- Современные художники, наверное, вами сложно воспринимаются?

- Да, непросто: художников очень много, и поэтому качество живописи иногда оставляет желать лучшего.

- Но если мы говорим о том, что художников много, безусловно, есть такие, которые составляют фундамент искусства. Кто для вас является ориентиром в творчестве?

- Конечно, Исаак Левитан, незаслуженно забытый Фёдор Васильев, Валентин Серов, который с малых лет был учеником Ильи Ефимовича Репина.

У Серова мать была очень бойкая женщина: после смерти мужа она возила сына по Европе, по лучшим музеям, и в тех городах, в которых останавливались, она отдавала сына в учение к лучшим художникам. Вот та активность, необходимая художнику, про которую я говорил выше.

- А как вы относитесь к творчеству Ивана Шишкина?

- Положительно отношусь.

- Многие его критикуют за фотографичность картин...

- Пусть критикуют, нам всё равно до него очень далеко. А ведь когда-то его выгнали из академии, где он преподавал. Он работал с фотографией - дагеротипами, хотел научить и студентов, но ни студенты, ни преподавательский состав не приняли этого новшества.

А вот сейчас очень часто студенты на природу идут не с этюдником, а с фотоаппаратом. Это, конечно, не дело.

- Многих художников вдохновляют литературные произведения... Есть ли писатели, которых вы любите перечитывать?

- Да, это Н. В. Гоголь и М. Е. Салтыков-Щедрин.

- Вам нравятся сатирики?

- Получается, так. Мне запомнилось высказывание Салтыкова-Щедрина: "Когда в России начинают говорить о патриотизме, знай: где-то что-то украли..." А у Гоголя нравится фраза: "Все мужики на Руси делятся на два сорта: одни тощие, другие толстые. Тощих, знаете ли, используют как-то по ролям более косвенным, они шелестят туда-сюда с разными бумагами, а толстый, ежели он сядет на место, то лучше место под ним заскрипит и развалится, но он с него не сойдёт".

Нашим политикам нужно обязательно читать Гоголя. Правда, как говорил Брежнев:

"Салтыковы-Щедрины нам до крайности нужны,

Но нужны и Гоголи,

Но такие Щедрины и такие Гоголи,

Чтобы нас не трогали".

- Можно ли сейчас говорить о связи литературы и живописи?

- В настоящее время живопись и литература связаны слабо, только если с точки зрения композиции, ну и для того чтобы иллюстрировать, конечно, нужно понимать художественные тексты.

Из иллюстраторов мне нравятся Верейские - отец и сын, у них отличные иллюстрации, Е. Рачёв, В. Конашевич, Ю. Ракша - забытый и не оценённый по достоинству художник. Его однажды выдвигали на премию, но кто-то из жюри сказал: "Зачем его выдвигать, он же ещё живой?", и не дали премию.

Когда его не стало, снова выдвинули его кандидатуру на премию, но в жюри опять кто-то возразил: "А зачем ему премия, он ведь уже умер?" Почти анекдотичная ситуация, но при этом весьма трагическая. Он не дожил до 45 лет, тяжёлая у него жизнь была, но его и в быту, и в творчестве очень поддерживала жена.

- Для художника, наверное, особенно важна поддержка семьи?

- Да, потому что нужно понимание того, чем занимается один из её членов, и уважение к его творчеству. Однако сложно, когда в семье несколько художников, но бывает, конечно, что при этом живут гармонично.

- Виктор Николаевич, вы долгое время работали с молодыми художниками, что можно пожелать будущим людям искусства?

- Наставление одно - больше работать самостоятельно, ходить на все художественные выставки, читать не только художественную литературу, но и периодику - журналы о художниках, больше выезжать на природу.

А мы, в свою очередь, пожелаем Виктору Николаевичу здоровья, вдохновения и сил!


Александра НОВИКОВА. Красноярск.



ТАКЖЕ В НОМЕРЕ:
МАРШАЛКИНА ОСТАЁТСЯ ЗА РЕШЁТКОЙ
Железнодорожный районный суд города Красноярска продлил срок нахождения под стражей бывшего заместителя министра экономического развития, инвестиционной политики и внешних связей Красноярского края Надежды Маршалкиной.








Архив

Гидрометцентр России



Rambler's Top100







© 2000 Красноярский рабочий

in.Form handwork