ОККУПАНТ ВАСИЛИЙ СЛОНОВ
Красноярский художник-авангардист Василий Слонов, автор множества скандальных произведений, на самом деле, по его признанию, убеждённый и последовательный противник эпатажа. Почитает Андрея Рублёва и тишину, не любит мегаполисы, обожает русскую провинцию, которая, как и вся Россия, должна быть тотально оккупирована искусством. Таков его творческий манифест.

Многосложная простота

Познакомились мы около года назад в социальной сети "Фейсбук", то есть виртуально. А наяву встретились только 26 июня, на площади у Дворца культуры "Угольщик" Бородина в День города. Он готовил к открытию свою пространственную композицию "Угольная снежинка" и вносил в неё последние штрихи.

Столкнулись лоб в лоб. Обнялись, как и полагается старым друзьям. Василий запомнил меня по дурашливым, пародирующим искусствоведческую заумь комментариям к постам про его хулиганскую серию "Сочи-2014" и брутальные стальные кокошники.

Через минуту мы уже были на "ты" - а за полчаса до того, как со "Снежинки" сняли покрывало, художник у меня дома смывал с себя чёрную мастику, которой был перепачкан с головы до ног. Увлёкшись беседой, мы пропустили начало церемонии, и презентация прошла без нас. Но часть речей из финального выступления услышали - благо, что мои окна выходят на площадь.

Управляющий разрезом "Бородинский" Николай Лалетин, к примеру, говорил, что этот арт-объект напоминает ему роторное колесо экскаватора и символизирует мощь горного предприятия, а также его неразрывную связь с городом. Кто-то (кажется, руководитель Красноярского музейно-выставочного центра Михаил Шубский, сопровождавший этот проект) заметил, что монументальная снежинка - символика зимних видов спорта, в которых бородинцы достигли мировой славы, а чёрная она оттого, что присыпана угольной пылью.

Василий нашёл эти высказывания спорными, но вполне приемлемыми.

- Всё это и так, и не так,- сказал он, с энтузиазмом поедая бутерброд ("Извини, с утра ни росинки во рту").- Уголь - земля, её недра, и он как элемент действительно присутствует в этом символе, прямо указывая на специфику города. Но этим позитивный смысл чёрного (которого в нём не меньше, чем в белом), конечно, не исчерпывается. В числе прочего, это ещё отсыл к Казимиру Малевичу с его "Чёрным квадратом" - эдакое объёмное его воплощение в композитном материале, облицованном чёрной керамикой. Таков был первый замысел, зародившийся в голове после того, как мне предложили что-нибудь соорудить для города, ставшего в этом году культурной столицей края. Частичка русского авангарда в горняцком городе - вот отправные точки проекта.

- То есть,- пытаюсь услышать от художника уточнение,- ассоциации и аналогии допускаются, так же, очевидно, как стереотипы и мифы, но самой сути предмета искусства они не отражают. Так?

- И так тоже. Поэтому самые простые образы, узнаваемые или угадываемые публикой, зачастую точнее сложных, и они в большей степени соответствуют замыслу творца. Но символы и современные, и архетипы, идущие из древности,- это ещё и объекты изучения. Без знания и опыта здесь не обойтись. Так же, как без рефлексий. Снежинка, на мой взгляд, символ Сибири вообще. Бородинская тоже могла бы стать белой, но она чёрная... потому что бородинская. Кроме того, она поразительно хороша собой, геометрически безупречна.

- Снежинка ведь кристалл, образчик абсолютной симметрии.

- В этом её особый смысл и, если так можно выразиться, миссия, которыми в известной мере наделён и арт-объект в Бородине. Кристалл как первооснова. Как прочная, устойчивая конструкция. Как метафора стабильности, фундаментальности, значительности. То же самое можно сказать и о городе Бородино, и о градообразующем предприятии, разрезе "Бородинский". Разумеется, и о людях, живущих в городе, добывающих уголь. Всё это мне известно доподлинно - сначала наводил справки, а теперь убедился в этом самолично.

- С ходу, за один неполный день?

- Да, такая мистика с метафизикой. Узнал же вот тебя, хотя ты на фотке совсем другой, заснят в профиль, с короткой причёской, старый и мудрый... и не задаёшь глупых вопросов. Не всё можно объяснить - точнее, не всё получается объяснить быстро. Почему мы, к примеру, влюбляемся в некрасивых женщин и считаем их самыми красивыми на свете? Потому что знаем - так оно и есть. Так вот, символика снежинки не ограничивается названными компонентами. Мы упустили из виду такие её особенности, как лёгкость, полётность, эфемерность и нежность. Что нам это даёт, что прибавляет к образу? Снежинка обозначает стремление к вечному движению, обновлению, обеспечивая тем самым столь любимое людьми постоянство.

- А также свежесть, здоровье, вдохновение... Ты же говорил: всё просто, никаких ассоциаций и перцепций.

- А никаких сложностей и нет, есть глубина и многозначность. Что касается симметрии, в природе не так много примеров зеркального подобия половин целого, неважно - органического или неорганического. С этой точки зрения снежинка идеальна. Остальное додумывай сам.

Мистика с метафизикой

Интересно, что первоначально с предложением о создании арт-объекта для Бородина краевое министерство культуры обратилось не к Слонову, а к одному весьма известному московскому художнику. Его проект дружно не понравился сибирякам. Слишком мудрёный, элитарный, пригодный для столичных-заграничных биеннале, но никак не для маленького городка, населённого отнюдь не эстетами.

Обратились к Василию - выручай, мол, как выручал уже много раз. Покладистый мастер согласия не дал, но сказал, что сие вполне возможно. Если осенит вдруг.

Его вдруг и осенило. Бородино нуждается в бренде, и город получит его в виде снежинки, а не матрёшки в шахтёрской каске. И весь мир ахнет и обзавидуется, потому что нигде такого ещё не было и нет.

Работа над "Угольной снежинкой" длилась два с лишним месяца (параллельно с ещё двумя проектами для других заказчиков). На эскиз и чертежи ушли три недели. Остальное время - на каркас, изготовление корпуса и облицовку.

Мозаичная работа - дело тонкое, кропотливое, поэтому Василий привлёк к нему свою "бабищу", как он ласково именует супругу-художницу. Однако завершающие мазки он внёс в композицию уже на смонтированном объекте, затирая мастикой швы мозаики.

Последние две недели работал на автопилоте, выпав из времени. Двое суток до приезда в Бородино практически не спал. Трудились руки, а голова была до отказа занята новыми проектами.

- Это мистика и метафизика,- снова говорит он,- но у меня всегда так, и по-другому не хочу, не умею.

Надо сказать, что беседовали мы с Василием в комнате, и чай-бутерброды доставлялись дорогому гостю из кухни. Чтобы не прерывать беседу, диктофон не выключался - интервьюер мельтешил перед глазами интервьюируемого, дав тому задание говорить во что бы то ни стало.

Прибежав с очередной порцией угощений, увидел такую картину. Василий держал диктофон в руках и громко, картинно в него... чавкал.

- Это,- пояснил он мне,- чтобы, расшифровывая потом запись, ты знал - художник закусывает. Напишешь об этом, как о свершившемся факте: "Вася закусил удила!"

После этой эскапады мне не оставалось ничего другого, как спросить Василия о роли игры в творческой деятельности. Ответ был краток и исчерпывающе полон: "Основополагающая". В качестве примера он привёл несколько эпизодов из собственной практики.

Так, например, для города железнодорожников Боготола (избранного в прошлом году культурной столицей Красноярского края) художник изобрёл и воплотил в жизнь проект "Ковёр-паровоз" - водрузил на невысокий пьедестал двухметрового "карапуза" с трубой, колёсами и "фюзеляжем" из настоящего тканого ковра.

Озорство, дурачество? Отчасти. Но прежде всего - художественное событие. Игра, в которую играют взрослые, - игра смыслов, знаков и значений. Жители, особенно дети, от паровоза в восторге. Он до сих пор цел, как сообщили приехавшие в Бородино сотрудницы боготольской администрации, приглашающие Василия к себе вновь.

Боготолу, получается, мало одного произведения прославленного авангардиста. Хочется ещё. Равно как и селу Шушенскому, где Слонов два года назад создал "Лаптемобиль" - не памятник, а действующее транспортное средство. Те, кто видел, подтвердят - это был действительно огромный лыковый лапоть, развивающий скорость до 60 километров в час, с "кучером" Василием Слоновым в соломенной ушанке.

В этом году, кроме лаптя, в движение пришёл ещё и угольный утюг - движущей силой его предшественника был распиленный и превращённый в трицикл скутер.

Что (или, может быть, кто) движет "Утюгомобилем", не знаю, забыл спросить. Да и стоит ли раскрывать тайны творческой кухни? Впрочем, художник сам это делает охотно - он убеждён, что автор любого произведения обязан объяснять публике механику, смысл и предназначение сотворённого им.

Народ надо уважать

Несколько подобных (нет, скорее - как раз бесподобных) проектов Слонов уже реализовал, а впереди у него ещё столько, что и жизни не хватит, чтобы "разделаться". В стадии разработки, например, "Баяномобиль", ещё одна кинетическая модель...

Так чем же, граждане, всё-таки занимается этот взрослый и по возрасту, и по наружности мужчина? Разве его творчество - не штукарство, не балаганное скоморошество, не пощёчина общественному вкусу? Нет, конечно. Все его даже самые, на первый взгляд, нелепые изобретения и изделия - художественные высказывания. И эксперимент, имеющий в основе концептуальный план и совершенно определённые эстетические воззрения, немалый жизненный опыт и желание быть полезным миру.

Борис Пастернак говорил об этом так: "Цель творчества - самоотдача". Василий Слонов - чуточку иначе: "Меня угнетают и унижают однообразие, единомыслие и бездействие. А придумывать разные фиговины - это кайф и счастье. Чем меньше ты спишь и чем больше творишь, тем больше в мире становится красоты".

Слонов, безусловно, взрослый, трезвый и здравомыслящий человек. В его действиях и суждениях, что видно невооружённым глазом, нет ни сумасбродства, ни наивности. Он прекрасно понимает, какую реакцию может вызвать в обществе (точнее, в определённых его кругах) поступок фонтанирующего неординарными идеями художника.

За сочинскую серию полотен с кровожадным Чебурашкой некоторые горячие головы предлагали лишить художника гражданства и выслать из России, забыв или не зная о существующих в цивилизованном мире правах человека. О праве на свободу мысли, слова и творчества, например.

Василий пошёл до конца, отстаивая эти самые права. Не испугался, не впал в панику. Экспонировался, давал интервью и комментарии. Для него это способ существования и художнический долг - делиться с людьми своими творениями и суждениями.

Рассказывая мне об истории с "Лаптемобилем", к которому у тех, кто решал судьбу проекта, отношение было, мягко говоря, неоднозначным, он радостно сообщил: "У них хватило мужества одобрить!"

О том, что он рационален, даже расчётлив, свидетельствует и его отношение к предполагаемому зрителю. Это всегда целевая аудитория. И то, что Василий готовит, предположим, для "Арт-Базара" или иных престижных галерей и салонов, он не станет выставлять в сибирском захолустье.

- Я ведь сам деревенский, шушенский парень,- объясняет он,- и всё прекрасно понимаю... В провинции многие из моих работ могут воспринять либо как баловство, либо как выпендрёж, эпатаж. Людей к искусству сложных и явно непривычных для них форм нужно подводить постепенно, учитывая множество факторов, в том числе таких как неосведомлённость косность сознания, боязнь новизны и чуждого. То есть народ надо уважать, обходиться с ним деликатно. Не "грузить" его заумью, а предлагать продукт более или менее понятный, адаптированный, не впадая при этом в грех общедоступности, не опускаясь до массовой культуры в стремлении порадовать людей тем, что я свой в доску. Хотя радовать людей - действительно главный смысл существования художника... Строго говоря, людей художественно просвещённых даже в мегаполисах и признанных культурных центрах не так много. Но глубинка мне милее. Можно, наверное, говорить даже о духовном с ней родстве. Поэтому стараюсь воспользоваться любой возможностью посетить тот или другой городок. И, кстати, таланты здесь не редкость, и не все из них, поняв, что они таланты, покидают родные места.

Рассуждая об этом, художник неторопливо осматривал мою скромную коллекцию, состоящую в основном из картин бородинского пейзажиста Виктора Долгова. Пытаясь определить авторство полотен, Василий назвал фамилию известного красноярца. Ошибка его нисколько не смутила. Отметив, что его "провинциальная" теория верна и в целом, и в частности, работы бородинского коллеги он назвал добротными, талантливыми.

Рассказывая о своих художественных предпочтениях, Василий, признаться, удивил меня. Оказывается, это не Александр Родченко и Эль Лисицкий, не Любовь Попова и Лазарь Певзнер, не Шагал и Малевич, наконец. К ним он относится с большим уважением, но любит других - Андрея Рублёва и Рембрандта. Очень ему близки также мастера русской традиционной культуры. Для него эти художники - образцы высокого и бесконечного.

Впрочем, и мировой авангард Василий Слонов воспринимает как нечто, устремлённое в вечность. Единожды появившись, авангардное искусство не может быть запрещено "наглухо" или даже приостановлено на время. Как и классика, оно неугасимо, неисчерпаемо, и потому уже более века служит питательной средой для развития новых форм.

У Слонова есть замысел написать серию полотен с изображением пейзажа средней полосы России в духе и технике русских гениев авангарда начала XX века. Другая идея - пофантазировать над самыми их известными работами, переведя живопись в объёмно-монументальные формы, используя для внешних поверхностей цветную керамику. Такую выставку можно разместить где угодно (если, конечно, соблюсти определённые правила). Эти объекты должны быть безопасными и вандалоустойчивыми.

Василий считает, что художникам и архитекторам, мыслящим современно, необходимо как можно активнее внедряться в пространство города, осваивая его эстетически и ментально. И не только им - всем людям, озабоченным судьбой Красноярска. Иначе город обронзовеет, напрочь утратив стремление к новизне.

Интересно, что художник говорил не столько о радикальном преобразовании городской среды, сколько о возможных дополнениях к ней, в том числе и за счёт установки различных арт-объектов. То есть о позитивных воздействиях, способствующих культурному ренессансу замечательного сибирского города, и возрождению забытой сегодня социальной страты, именуемой "горожанин".

Ныне же большинство красноярцев, по его мнению, это просто жители, население, не воспринимающие город как свой дом, не заботящиеся ни о его "телесном", ни о "духовном" благополучии. Но эта ситуация, в чём он вполне уверен, поправима.

- Я сторонник тотальной художественной оккупации не только Красноярья, но и всей страны,- заявил в конце беседы Василий Слонов,- ибо человек не может и не должен жить без красоты. Кто же нам устроит праздник, если не мы сами?


Владимир ГРЕВНЁВ. Бородино.

На фото: Василий Слонов, великий и ужасный.

Фото Владимира ГРЕВНЁВА.



ТАКЖЕ В НОМЕРЕ:
ЛАЙКА С БУКВОЙ "U"
В Дудинке на предприятии "Северная гавань" каждый месяц обрабатывается до 10 тонн северной рыбы и до 30-40 тонн мяса дикого и домашнего оленя.

ИННОВАЦИИ ОСТАЮТСЯ БЕЗ ПРИСМОТРА?
Со вчерашнего дня, 13 августа, Ольга Рухуллаева освобождена от исполнения обязанностей министра инвестиций и инноваций Красноярского края.

БОЛЬШОЙ ПЕРЕПОЛОХ В ЕМЕЛЬЯНОВО
Из-за сообщения о заложенном взрывном устройстве вчера пришлось изрядно понервничать пассажирам и сотрудникам красноярского аэропорта Емельяново.

РОКОВАЯ БАЛКА
В Партизанской ЦРБ скончался 15-летний подросток, который вместе с другими сверстниками прятался от грозы на крыше заброшенного дома.

ГОРЯЧАЯ ВОДА ВОЗВРАЩАЕТСЯ
Сегодня, в течение дня, горячую воду от ТЭЦ-2 должны вновь получить жители Октябрьского, Железнодорожного, Центрального районов, части Свердловского района, а также домов на улицах Дубенского и Белинского в Советском районе Красноярска.










Архив

Гидрометцентр России



Rambler's Top100







© 2000 Красноярский рабочий

in.Form handwork