ОПТИМИЗМ, ПОДКРЕПЛЁННЫЙ ТРУДОМ
Бородинские акробаты за месяц победили в двух престижных конкурсах

В июне артисты детской цирковой студии "Балаганчик" Дворца культуры "Угольщик" удостоились звания лауреатов I степени на международном конкурсе-фестивале в испанском Льорет-де-Мар. А следом их коллега завоевала первое место на Открытом конкурсе детских и юношеских цирковых коллективов в Красноярске.

Лавры в "лавровом" городе

В Испанию циркачи из "Балаганчика" привезли номер под названием "Матрёшки", автором которого является педагог студии Татьяна Гуменюк. В нём участвовали три девочки разных возрастов и роста, как того и требовала драматургия незатейливого, юмористического по своей сути произведения, исполняемого под стилизованную народную музыку. На арену Катя Тарасова, Даша Долганова и Вероника Коваль вышли в костюмах неуклюжих и неповоротливых матрёшек, минутой позже выскочив из своих расписных "скафандров" неутомимыми игруньями-озорницами.

Этот номер относится к жанру икарийских игр и отличается высокой динамикой и трюковой сложностью, включает в себя элементы гимнастики и жонглирования. Напомню коротко, что из себя представляет этот вид партерной акробатики.

Один из артистов лежит спиной на специальной подушке, подбрасывая ногами второго, крутит и вертит им, как игрушкой. В роли таких игрушек предстали две участницы бородинского трио. Отменная прыгучесть и пластичность, а также прекрасное владение обручами и жонглёрскими мячами - таковы, очевидно, основные составляющие успеха артисток из горняцкого городка. Впрочем, нельзя сбрасывать со счетов и тот оптимизм, который излучали девчонки. И безусловное артистическое обаяние.

Надо сказать, что номер "Матрёшки", костюмы для которого изобрела художница "Угольщика" Анна Сандул,- это одна из последних работ студии, принятая в "эксплуатацию" за две недели до поездки на конкурс. И, как заметила руководитель "Балаганчика" Валентина Глазырина, не без расчёта на него.

По словам Валентины Петровны, готовясь к поездке в Льорет-де-Мар, и педагоги, и юные студийцы предполагали, что им предстоит жёсткая борьба с конкурентами. Более того, они этого больше всего и желали. Не будем забывать, что цирк - это не только искусство, но и спорт. Бойцовские качества и стремление к победе - одна из основ профессии, одно из условий существования, роста и результативности цирковых, как они себя называют. Причём независимо от пола и возраста.

Девочки предполагали, что встретятся на арене с сильнейшими из циркачей почти 20 городов России (от Москвы до Хабаровска) и Беларуси. И были разочарованы, не обнаружив чаемого.

"Матрёшки" из Бородина отработали безукоризненно, поразив жюри недетским профессионализмом. Именно так высказался о них судья конкурса, президент ассоциации профессионалов циркового искусства Каталонии Жоан Рамон Граэлль. А вот большинство других участников продемонстрировали материал и технически, и художественно неинтересный, неконкурентоспособный. Рядовые, проходные номера. Едва ли не единственным приятным исключением на конкурсе были коллеги из Туапсе, приехавшие огромной командой из 40 человек, включавшей все возрастные группы, и выступившие блестяще.

- Откровенно слабых коллективов здесь, конечно, не было,- говорит Валентина Петровна.- Многие имеют звания народных и образцовых, как и мы... Очевидно, часть из них приехала в Испанию не столько себя показать, сколько других посмотреть. Это тем более печально, ведь любой полноценный конкурс представляет собой школу мастерства. Но чему можно научиться у тех, кто выступает вполсилы или повторяет давно выученное?

Конкурс цирковых коллективов - составная часть мегапроекта "Салют талантов", включающего в себя и конкурсы коллективов иных творческих направлений. Поездку конкурсанты оплачивали сами. Конкурс в Льорет-де-Мар занял один день, остальные пять гости отдыхали, знакомясь с городами Европы, останавливаясь в Варшаве и Вроцлаве, Дрездене и Нюрнберге, Страсбурге и Люксембурге. Побывали в десятках музеев и галерей, и - конечно же - в парижском Диснейленде. Из Льорет-де-Мар, расположенного на знаменитом курортном побережье Средиземноморья Коста-Брава (провинция Каталония), детей возили в расчудеснейшую Барселону.

То есть сам конкурс они, возможно, воспринимали как приятный и небесполезный довесок к увлекательному путешествию. Вполне нормальный подход. Отдых удался на славу - обогатились духовно, плодотворно пообщались со сверстниками.

У артистов "Балаганчика" был другой подход, другие цели, а именно - в поте лица своего добыть победу и поехать осенью на суперфинал в Санкт-Петербург. Они добыли и поедут. Кроме "Матрёшек" повезут ещё один номер, уже морской тематики, "Среда обитания". За него дуэт артистов "Балаганчика" в ноябре прошлого года получил Гран-при на конкурсе "Просторы вдохновения" (Астана, Казахстан). Этот конкурс, надо сказать, также проходил под эгидой автономной некоммерческой организации "Салют талантов".

Нелишним будет сказать, что название города, принёсшего бородинцам славу, восходит к латинскому lauretum, что означает "город лавров". А однокоренное с ним слово "лауреат" переводится как "увенчанный лаврами". Разве это не символично?

Красноярск поощряет конкуренцию

Выступление соло Арины Тиляткиной на VI Отрытом конкурсе "Страна чудес" в Красноярске принесло ей безоговорочную победу. Номер 10-летней артистки - акробатическая миниатюра "Жемчужина Сибири" - отличался тонким лиризмом, изяществом и грациозностью. Валентина Глазырина считает, что было бы идеальным дать возможность развиваться девочке именно в этом направлении.

- Арина необыкновенно пластична,- говорит её наставница,- она способна складываться буквально пополам. Увы, в провинциальных студиях нет возможности для специализации артистов в строго определённых жанрах. Все должны уметь всё.

Победу своей воспитанницы она оценивает как большое достижение. И в творческом, и в состязательном, "бойцовском" плане. Красноярский конкурс - традиционно один из самых представительных и основательных в России. В этом году в нём участвовали 25 команд восточной части страны, представившие 75 номеров. Было с кем "подраться" и чему поучиться - этому способствовали хороший уровень подготовки артистов, оригинальность и сложность номеров.

Примечательно, что отборочная комиссия в Красноярске решение о приглашении того или иного коллектива выносит только после просмотра видеозаписи предлагаемого на конкурс выступления. Но на артистов "Балаганчика" это правило не распространяется. Они краевым специалистам давно знакомы и имеют добрую репутацию.

За победу на арене Красноярского государственного цирка Арина получила приз и, кроме того, была награждена правом участия в грандиозном концерте на Театральной площади, посвящённом Дню города.

Одним из достоинств красноярского конкурса, кроме хорошо организованной конкурентной среды, авторитетности и взыскательности судей (на нынешнем председательствовал известный мастер, член союза цирковых деятелей Бельгии, Франции, России Андре Шерлизен), Валентина Петровна называет отсутствие жанровых ограничений.

Оказывается, далеко не на всех детских конкурсах разрешены, к примеру, выступления воздушных гимнастов. В Европе они вообще категорически запрещены, как и трюки с огнём. Но больше всего меня удивило то, что на Западе нет детских цирковых студий. Понятно, что если ребёнок растёт в цирковой семье, он, очевидно, и сам станет впоследствии цирковым. Но заниматься со сверстниками у него нет возможности.

По словам руководителя "Балаганчика", детей в Европе вообще ничем "не напрягают". При этом, конечно, там есть прекрасные учебные заведения, готовящие специалистов во всех жанрах цирка. Вырос - иди, учись.

Неизбежность Гран-при

На вопрос, можно ли отечественные цирковые студии считать школами будущих профессионалов, моя собеседница ответила отрицательно. В студиях и цирковых кружках ставятся иные цели. Ведь это не школы олимпийского резерва, где "выращивают" чемпионов.

По словам Валентины Петровны, во многих известных ей студиях (и в "Балаганчике", разумеется, тоже) в последние годы наблюдается рост мастерства. Кроме того, в любой из них есть талантливые, целеустремлённые, работящие, преданные цирку ребята и девчата. Однако после окончания школы редко кто из них идёт в цирковое училище или, если позволяет квалификация, на работу в цирк. За 24 года существования "Балаганчика" только одна воспитанница, Полина Семернина, стала артисткой Росгосцирка.

Есть и ещё несколько "положительных" примеров. Некоторые из бывших студийцев время от времени участвуют в своего рода цирковой антрепризе, дают представления в школах, детсадах, оздоровительных лагерях, разъезжают по городам и весям Сибири и Дальнего Востока. Одна из учениц Валентины Петровны, талантливая акробатка, будучи ещё школьницей, за время летних каникул заработала 75 тысяч рублей. Но таких примеров наперечёт.

Опыт, приобретённый в студии, полезен не только как средство зарабатывания на жизнь. Это не надо объяснять. Те, кто в детстве и отрочестве занимался в авиамодельном кружке или посещал секцию картинга, шахматную школу, кружок филателистов,- все они с благодарностью вспоминают эти годы, даже если во взрослой жизни знания и навыки, полученные там, вроде как и не пригодились...

В "Балаганчике" даже после неизбежного отсева ежегодно занимаются около 70 детей. То есть популярность студии велика. Даже уход части ребят в клуб паркура не нарушил естественного баланса. Для того чтобы вырастить из новичка нечто приемлемое для сценической работы, требуется несколько лет. Нынешний концертный состав не превышает 20 человек, и это, в принципе, оптимальное число.

Среди проблем студии главной Валентина Глазырина назвала не денежную, как можно было предположить, а недостаток цирковых педагогов и отсутствие хореографа (нынешний цирк не ограничивается одними только трюками).

Тем не менее она заверила меня в том, что будущее у "Балаганчика" светлое, и что в Петербурге на суперфинале их ждёт не дождётся Гран-при.


Владимир ГРЕВНЁВ. Бородино.

На фото: Арина репетирует "Жемчужину" с педагогом Татьяной Гуменюк. Валентина Глазырина: "Нас ждёт в Петербурге Гран-при!" "Матрёшки" Катя, Даша и Вероника (в центре) на вручении лауреатского кубка.



ТАКЖЕ В НОМЕРЕ:
СИБИРСКИЕ ЭКОЛОГИ ВСТУПИЛИСЬ ЗА АРХАРОВ
Межрегиональная благотворительная общественная организация "Сибирский экологический центр" ("Сибэкоцентр") направила министру природных ресурсов РФ Сергею Донскому письмо, в котором просит пересмотреть решение о выводе алтайского архара (аргали) из Красной книги и разрешении охоты на этот вид.

ДОРОГА ВОКРУГ КАНСКА СТОИТ ДЕНЕГ
Уже первого августа управление автодорог "Байкал" (входит в Росавтодор) подведёт итоги конкурса на строительство автомобильного обхода города Канска, о чём сообщает сайт госзакупок.








Архив

Гидрометцентр России



Rambler's Top100







© 2000 Красноярский рабочий

in.Form handwork