КУРСАНТЫ СЕМИДЕСЯТЫХ
Уважаемая редакция, пишет вам постоянный читатель с 55-летним стажем, красноярец Анатолий Черкашин. Однажды мой приятель Пётр Обеднин сказал: "Привык к газете "Красноярский рабочий" и читаю только её". Ну а я не только привык,- ответил ему,- но и отношусь с уважением, ведь столько лет живёт и что только не публиковалось на её страницах!

Вспомнилось, лет тридцать назад после критического материала одного из начальников, воровавшего народное добро, убрали с работы и оштрафовали. Значит, понял я тогда, газета сильна!

А ещё для меня "Красноярский рабочий" вроде как и "родня". В 1967 году по инициативе редактора газеты В. Дубкова были организованы курсы фотокоров. В крае кипела большая работа - возводили промышленные объекты, строили жилые дома, а освещать всё не хватало сил у имеющихся спецов.

Курсы были рассчитаны на три года. Занятия проходили по вечерам в рабочие дни. Отбор желающих учиться делал сам В. Дубков, попал туда и я. Нас оказалось 25 человек, были и женщины. Занятия проходили в здании редакции на улице Мира.

Преподавали разные науки. К примеру, тот же В. Дубков учил нас этике, тактике, психологии. Осваивать фотоискусство помогал фотокор "Красраба" Н. Молобицкий. Он рассказывал и показывал, как надо снимать, чтобы фотография была понятна читателю.

Приглашали специалистов из других регионов, нам читали лекции корреспондент газеты "Комсомольская правда" В. Песков, делился опытом фотограф-профессионал из города Кирово-Чепецк А. Перевозчиков. С интересом слушали красноярских писателей В. Астафьева, Н. Шагурина, А. Чмыхало. Рассказывали о своих работах художники Т. Ряннель, В. Мешков.

Мы, как настоящие студенты, сдружились, хоть и разница в годах была большая. Вместе выезжали на природу, находили красивые места. Делали съёмки пейзажей, а помогал нам строить классические кадры руководитель студии любительских фильмов при крайсовпрофе В. Соломатов.

Однажды после лекции Тойво Васильевич Ряннель пригласил нас на Столбы, ему надо было там кое-что нарисовать, сделать наброски. Конечно, все согласились. И вот мы в районе Столбов. Он выбрал такое место, что можно снимать на все четыре стороны и делать фотографии, достойные выставок. Мы с любопытством наблюдали, как рождается картина на холсте. Расставаясь, он пригласил нас на свою персональную выставку в картинной галерее на правом берегу.

Ряннель был как экскурсовод, о некоторых картинах рассказывал как о романе с приключениями. "Когда рисовал "Кедры" в верховьях Енисея, то "помочь" пришёл медведь - грязный, лохматый. Сразу вспомнил тех шишкинских медведей - чистеньких, милых. Мой гость "посмотрел" на мои труды, "одобрительно" рявкнул и ушёл в тайгу по своим делам".

Я работал тогда токарем на заводе "Красмаш", но желание быть ближе к фотоискусству побеждало. И начало этому положил наш "институт".

Однажды к нам в класс пришёл фотокор "Красноярского рабочего" Р. Маняфов и спросил: "Где найти токаря Анатолия?" - "Это я",- говорю. Он сразу начал разговор про стройку, про людей, как будто мы расстались недавно.

Оказалось, искал он не меня. По телефону договорился о встрече с нашим курсантом Анатолием Токарем, а я первый попался, ведь у меня профессия такая. Я и не знал, ведь Токарь - редкая фамилия.

В те времена в стране проводили выставки фото, фотоконкурсы, такие как "Наша современность", у нас - "Горизонты Красноярья". Мы старались участвовать в них и воплощали теорию в практике.

Я не расставался с фотоаппаратом "Киев", лучшим в стране в то время, мог снимать при температуре и плюс, и минус 50 градусов. Сфотографировал промышленный пейзаж: на переднем плане - люди, стройка, а на заднем - три трубы с красивым дымом сверху. После первого просмотра член жюри перечеркнул фотографию и написал: "Убрать трубы". Вот так познавал нашу действительность.

Много снимал на плёнку - пейзажи, портреты, спорт, и мечтал где-нибудь опубликоваться. И вот первый успех. На фотоконкурсе в Харькове моя фотография - детский портрет "Обидели" - заняла четвёртое место, мне присудили приз - диапроектор "Этюд".

А наши занятия закончились, пролетели три года творческого общения. Нам выдали "дипломы", но с названием "свидетельство". Все приобрели новую профессию - фотокорреспондента, осуществили свою мечту. Мы дали "клятву", как врачи,- быть в работе честными, правдивыми.

Многие выпускники нашли работу по специальности. Например, П. Малиновский стал фотокорреспондентом АПН, А. Токарь - фотокорреспондентом "Красноярского рабочего", Н. Усанина трудилась на Красноярском телевидении, а я устроился фотокором в редакцию газеты "Речник Енисея". Вот так родились новые бойцы, готовые воевать за правду-матку и помогать людям в их бедах, обидах.

В "Речник Енисея" меня пригласили не без участия В. Дубкова. Предстояло освещать жизнь огромного коллектива пароходства. Сразу в голове возникло столько мыслей - надо сделать это, другое, съездить, встретиться... В общем, началась творческая работа.

Не каждому дано такое пережить - уйти от станка, деталей, хорошего заработка и начать работать с людьми, с их радостями, редко - с обидами. Мы, бывшие курсанты, благодарны людям, научившим нас нужной профессии.


Анатолий ЧЕРКАШИН.

На фото: Тойво Васильевич Ряннель на Столбах. 1968 год; Анатолий Черкашин (слева) и Нина Усанова (справа). 1969 год.

Фото автора.



ТАКЖЕ В НОМЕРЕ:
СИБИРСКИЕ ЭКОЛОГИ ВСТУПИЛИСЬ ЗА АРХАРОВ
Межрегиональная благотворительная общественная организация "Сибирский экологический центр" ("Сибэкоцентр") направила министру природных ресурсов РФ Сергею Донскому письмо, в котором просит пересмотреть решение о выводе алтайского архара (аргали) из Красной книги и разрешении охоты на этот вид.

ДОРОГА ВОКРУГ КАНСКА СТОИТ ДЕНЕГ
Уже первого августа управление автодорог "Байкал" (входит в Росавтодор) подведёт итоги конкурса на строительство автомобильного обхода города Канска, о чём сообщает сайт госзакупок.








Архив

Гидрометцентр России



Rambler's Top100







© 2000 Красноярский рабочий

in.Form handwork