ИДЁТ "ПАРАД" - И ЗРИТЕЛЬ РАД!
В Красноярске завершается V Международный фестиваль "Парад звёзд в оперном"

Фестиваль традиционно проводится в Красноярском государственном театре оперы и балета с февраля по апрель, начиная с 2010 года. Это масштабный проект, подаривший жителям края, и в первую очередь красноярцам, незабываемые встречи с приглашёнными солистами и дирижёрами, яркие премьеры и обновлённые, любимые зрителями спектакли.

Дитя с сильным характером

Пять лет - ещё не юбилей, а лишь первая полукруглая дата, детский возраст, можно сказать. Но для творческого проекта этот возраст не так уж и мал, а его стабильность и востребованность подтверждают, что театральное детище уверенно растёт и набирается сил. Ни разу за пятилетнюю историю "Парада" не было срывов. Случалось, что одних артистов заменяли другие, но исключить подобные моменты невозможно. А факт востребованности доказывает неослабевающий интерес красноярских театралов к ежегодным представлениям "Парада звёзд", которые чаще всего проходят с аншлагом.

Хочу оговориться: у меня, постоянного (с 2003 года) и преданного зрителя Красноярского оперного, нет ни малейшего стремления к анализу, обобщению и раздаче оценок - пусть это делают специалисты и сам коллектив, сумевший реализовать задуманное. Моя цель другая - во всеуслышание признаться в любви к нашему замечательному театру, высказать искреннюю признательность за минуты, нет, часы душевного комфорта и счастья, за ощущение сопричастности к происходящему на сцене и поделиться своими мыслями.

Что же дал нам, зрителям, международный фестиваль, о чём заставил задуматься? Главным подарком стала возможность увидеть и услышать звёзд современной оперной сцены. Справедливости ради заметим, что на небосводе фестиваля зажигаются неравновеликие звёзды: свет одних знаком не только в нашей стране, но и за рубежом, а свет других лишь только начинает разгораться. Но не суть важно. В течение пяти сезонов красноярские любители оперы смогли побывать на спектаклях и концертах с участием таких известных вокалистов, как Елена Образцова, Ирина Богачёва, Маквала Касрашвили (народные артистки СССР), Михаил Губский, Михаил Урусов (заслуженные артисты России), Василий Ладюк, Дмитрий Полкопин, и многих других певцов, лауреатов престижных конкурсов, которые сегодня являются солистами в лучших российских и зарубежных театрах. Ну кто из нашей красноярской публики может позволить себе такую роскошь - съездить на спектакли в Большой театр, "Новую оперу" имени Е. Колобова, Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (Москва), или в Мариинский театр (Санкт-Петербург), не говоря уже о театрах Сербии, Белоруссии, Монголии?.. Только избранные особы, коих среди поклонников оперы крайне мало наберётся - единицы. Таким образом, Красноярский оперный (спасибо спонсорам!) способствует уравниванию возможностей зрителей, ведь билеты на "Парад звёзд" доступны каждому желающему (я, например, очень довольна тем, что мне нравится опера, а не эстрада,- затраты на концерты гастролёров от шоу-бизнеса мой семейный бюджет не выдержал бы однозначно).

Рост соответствовал артистизму

Свидетелями многих интересных событий, произошедших в рамках "Парада", стали красноярцы, и каждый из зрителей открыл для себя и продолжает открывать новые имена. Меня больше всего поразила Ирина Богачёва, солистка Мариинского театра, певица-легенда, педагог, участвовавшая в проекте в 2012 году. Помню, её номера в программе концерта отодвигались, и мы, грешным делом, уже начали волноваться, и вдруг Ирина Петровна выходит из-за кулис с зажатым в руке платочком и поёт "Простите меня" - великолепный романс В. Гаврилина на стихи А. Володина, да так проникновенно, естественно, что показалось - он написан и исполнен именно для нас - сидящих в зале. Настоящая актриса, она умеет обращаться ко всем сразу и к каждому зрителю отдельно.

Восхитила своим необыкновенным меццо-сопрано Лариса Андреева (2010 год) - солистка театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Порадовал обладатель редкого голоса Артём Крутько из Челябинского театра оперы и балета - контратенор, уже неоднократно приезжавший в Красноярск. Песня Леля из оперы Н. Римского-Корсакова "Снегурочка" в его исполнении была особенно хороша в концертном варианте, зал неистовствовал.

Удивил и покорил Георгий Дмитриев - артист из Ташкентского Большого театра оперы и балета имени Алишера Навои: на сцену вышел великан - более двух метров. И так хотелось, чтобы его мастерство соответствовало росту. Георгий не обманул наших ожиданий, а превзошёл их. Я, признаться, никогда прежде не видела такого артистичного оперного певца. Потом узнала, что первая его профессия - актёр драмы, а недавно прочитала, что он участвовал в столичном конкурсе молодых режиссёров оперы, где занял 1-е место и получил приз зрительских симпатий. Кстати, запомнился не только Дмитриев, но и все роскошные басы, участвовавшие в грандиозном открытии фестиваля 2013 года, посвящённого 140-летию Ф. И. Шаляпина. То был не концерт, а праздник!

Мадам, вы прекрасны

А какими незабываемыми спектаклями наградил театр своих зрителей, какими долгожданными премьерами осыпал, некоторые из них состоялись в ходе фестиваля! В щедрой россыпи - "Любовный напиток" Г. Доницетти (2011 год), "Садко" Н. Римского-Корсакова (2012 год), "Князь Игорь" А. Бородина (2013 год), ну и, конечно, "Борис Годунов" М. Мусоргского, грандиозная премьера которого открывала нынешний V фестиваль.

Мне посчастливилось увидеть первый показ этого спектакля (7 февраля). Впечатление осталось настолько сильное, мощное, что я считаю - это самая лучшая работа театра. Уникальный результат стал возможен в первую очередь благодаря сотрудничеству с московскими коллегами: Большим театром, предоставившим прекрасные костюмы, и "Новой оперой", подкрепившей силы нашего театра своими солистами и дирижёром Дмитрием Волосниковым, который вложил для общего успеха немало энергии и таланта. А Владимир Кудашев был потрясающим Борисом Годуновым! Причём исполнители главных партий работали два вечера подряд, лишь поменявшись ролями,- колоссальная нагрузка, но они всё сделали для нас. А разве можно остаться равнодушным к Юродивому, в которого перевоплотился солист Красноярской оперы Евгений Балданов?!

Фестиваль позволил не только полюбоваться на приезжих звёзд, но и внимательнее присмотреться к своим, можно сказать, родным солистам. Мы убедились, что певцы Красноярского театра мало в чём уступают известным вокалистам, а в чём-то и превосходят их. Например, я помню "Мадам Баттерфляй" Дж. Пуччини с красноярской солисткой в главной партии и с приглашённой, и мне показался ближе первый вариант. Наша исполнительница Светлана Рацлаф-Левчук была так трогательна в роли обманутой японской девушки, что нельзя было не проникнуться её переживаниями.

Украшают спектакли своим участием красноярцы Владимир Ефимов и Анатолий Березин (народные артисты России), Вера Баранова и Наталия Соколова (заслуженные артистки России), Андрей Силенко и Алексей Бочаров, Дарья Рябинко и Нина Кириенко, Евгений Балданов и Борис Сабиров, Илья Кривчиков и Александр Михалёв, Роман Хобта и Олег Алексеев, и многие другие. Все они - участники "Парада звёзд". (Как жаль, что две звезды блистают теперь на других подмостках - покинули Красноярск талантливые молодые вокалистки Олеся Гордеева и Анастасия Лепешинская.) Отдельное спасибо музыкантам оркестра, без которых невозможна ни одна постановка, всем дирижёрам и слаженному хору под руководством Дмитрия Ходоша.

Не выпускайте карлика

В V фестивале, посвящённом русской опере, мне удалось посмотреть все представленные оперы П. Чайковского (моего любимого композитора). К сожалению, Татьяну из "Евгения Онегина" я недопоняла (приглашённая солистка пела с акцентом), Лизе из "Пиковой дамы" я не поверила (хотя вокал её был на высоте), а "Иоланта" мне показалась костюмированным концертом - не хватило эмоций и артистического ансамбля.

Возможно, такие ощущения остались потому, что постановки знакомые, виденные неоднократно. Хотелось, наверное, чего-то большего... Прежде всего, достоверности. Чтобы Иоланта была действительно похожа на слепую, чтобы Татьяна не думала о том, как бы ей поудобнее умоститься на груде яблок (по режиссёрской задумке, реализовать которую ей, судя по всему, не удалось), чтобы артисты проживали свою роль, а не просто вокализировали.

"Если спектакль современный, должны быть такие технологии, чтобы публика умирала от восторга",- сказала в интервью народная артистка России, солистка Большого театра Ирина Долженко, которая сегодня является художественным руководителем красноярской оперной труппы. А вот ещё одно мнение известного московского специалиста - Дмитрия Вдовина, художественного руководителя Молодёжной оперной программы Большого театра: "Сидя в зале, мы должны наслаждаться пением. А у нас многие приходят услышать, какие ошибки совершит вокалист. И именно от этого ловят кайф..." (журнал "Музыкальная жизнь", N 4, 2013). Опытные вокалисты знают, о чём говорят, и всё же не могу с ними полностью согласиться.

Возможно, избалованная столичная публика с особым пристрастием относится к вокальной технике певцов и ждёт от них проколов, но наш провинциальный зритель гораздо более сердечный и доверчивый - свой кайф он ищет в другом. Мы ходим в театр за чудом! А чудо заключается не столько в современных технологиях и спецэффектах, сколько в правдоподобности и оправданности сценического действа. Можно напридумывать множество режиссёрских ходов, нагромоздить кучу театральных фокусов, но если ничего, кроме недоумения, они не вызывают, то кому это нужно?..

Не без ужаса прочитала в упомянутом журнале ("Музыкальная жизнь") о недавней постановке "Евгения Онегина" в одном из московских театров: там исполнительница главной партии бросает в стену бутылки (причём, если не успевает метнуть во время пения всё запланированное количество, режиссёр затем высказывает ей недовольство), а открывая холодильник (?), Татьяна обнаруживает там карлика... От неожиданности зритель, естественно, содрогается. И ради чего всё это? Ради испуганных возгласов?..

Как хорошо, что наш театр далёк от подобных экспериментов, и очень хочется, чтобы он и в дальнейшем придерживался выбранной линии, продолжал "марши звёздного парада" и никогда не ориентировался на ультрамодные постановки в поисках сомнительной славы. Пусть ищет, развивается, но только иным способом - интеллигентно, вдумчиво, правдиво, чтобы достучаться до сердца каждого зрителя и, приподняв его над будничностью, сделать чуточку добрее, чище и счастливее.


С любовью и признательностью, Светлана ШИДЛОВСКАЯ, редактор Красноярского краевого научно-учебного центра кадров культуры, Дивногорск.

На снимках: Сцена из оперы "Князь Игорь". Половецкие пляски. Алексей Бочаров - Онегин готов к дуэли.



ТАКЖЕ В НОМЕРЕ:
В ГОРОДЕ ТОПОЛЕЙ ПОСТРОЯТ ХРАМ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
В Боготоле, рядом с железнодорожным вокзалом, планируют возвести пятиглавую церковь во имя святого князя.

ВОЗДУШНЫЕ ВОРОТА В АРКТИКУ
Норильский аэропорт Алыкель станет ключевым звеном в рамках проекта развития Арктической зоны Российской Федерации.

КОРОТКО
Руководство компании "ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)" подписало соглашение о сотрудничестве с министерством инвестиций и инноваций региона. В Красноярске планируется построить торговый центр "МЕГА" с магазином "ИКЕА".

АЛЬБИНА КОМОВИЧ ОСТАЁТСЯ ЗАЩИТНИЦЕЙ ДЕТЕЙ
Бывший детский омбудсмен Красноярского края Альбина Комович назначена общественным помощником Павла Астахова.

КУЗНЕЦОВ ОСТАЛСЯ ПОЗАДИ
Компания "Медиалогия" подготовила медиарейтинги губернаторов за март 2014 года.

ПОЗДРАВЛЯЕМ С НАГРАДАМИ!
Президент России наградил государственными наградами ещё троих жителей Красноярского края.

ЖЕСТОКАЯ РАСПРАВА ЗА ПРИСТРАСТИЕ К АЛКОГОЛЮ
Осенью прошлого года 51-летняя жительница Красноярска нанесла смертельное ранение мужу, после чего вместе с сыном вывезла тело в лес в Сухобузимском районе и сожгла.








Архив

Гидрометцентр России



Rambler's Top100







© 2000 Красноярский рабочий

in.Form handwork