КРАСНОЯРСК, КАКИМ ОН БЫЛ ПОЛТОРА ВЕКА НАЗАД
Речь пойдёт о недавно найденной, самой ранней фотопанораме города на Енисее, датируемой 1863 годом...

Заглянуть в прошлое

Старые фотографии - как окно в прошлое. В прошлое своей семьи, своего города, страны... И чем более почтенного возраста эти фотографии, чем старее они, тем интереснее их разглядывать. Вот только возраст самых ранних фотоснимков ограничен 1839 годом - временем, когда была изобретена фотография.

К этому году относятся и самые первые в мире видовые снимки: здания, улицы Парижа, Мадрида, Лондона, Мюнхена... Новейшее искусство светописи стремительно распространялось, несмотря на дороговизну громоздких "фотографических машин". В 1840-е годы первые фотоателье появились в Москве. В 1840 году газета "Московские ведомости" так рекламировала дагеротипы (первые светописные аппараты, названные по имени их изобретателя Луи Дагера): "...кому не будет приятно срисовывать всякого рода виды лучше самых искусных рисовальщиков и срисовывать, никогда не учившись рисованию!.. И всё без малейшего труда: стоит вам только навести на желаемый предмет камеру-обскуру, вложить дощечку, посидеть несколько минут сложа руки, и вы получите рисунок, который после того нужно только подвергнуть действию паров (труд, не требующий собственных хлопот,- его можно поручить слуге)".

В Москве к 1864 году насчитывается около сорока фотографических заведений, которые конкурируют между собой. В 1850-1860-е годы фотоателье открываются и в различных городах страны.

Но от самого раннего периода фотографической истории сохранилось немного изображений российских местностей и городов, а некоторые из них впервые в объектив фотокамеры попали лишь в 1870-1880-е годы. Ранние фотографии в большинстве своём известны, описаны; они сохраняются в музеях, архивах как уникальные историко-художественные памятники. Ни одно из иллюстрированных изданий, посвящённых ушедшим временам, не обходится без подобных фото. Например, в 2011 году в Иркутске издан альбом, состоящий из нескольких десятков фотографий, запечатлевших город таким, каким он был до грандиозного пожара 1879 года, уничтожившего значительную его часть. Альбом так и называется - "Иркутск допожарный". "С выходом настоящего альбома,- сообщается в аннотации,- читателям представляется уникальная возможность взглянуть на творения дореволюционных мастеров, побывать в Иркутске позапрошлого века".

В Красноярске выявлением самых ранних фотографий города, тоже сгоревшего наполовину в катастрофическом пожаре в 1881 году, подсчётом их, составлением каталога, никто, кажется, не занимался. Да и в большинстве своём дореволюционные фотографии Красноярска относятся к концу XIX - началу ХХ века.

И поэтому находка фотопанорамы, на которой запечатлён практически весь город Красноярск, каким он был полтора века назад, задолго даже до пожара 1881 года, может считаться своего рода открытием.

Город в "длинном формате"

Панорамный снимок - фотография "длинного" формата, собранная из отдельных (двух, трёх, четырёх и больше) кадров. Панорамы замечательны своей всеохватностью, возможностью оглядеть огромную часть пространства, увидеть здания и объекты, давно утраченные, их расположение на городских улицах. Обычно лучшие места для выполнения панорамного снимка - колокольни, пожарные каланчи, горы и сопки наконец, если таковые есть поблизости.

Красноярску повезло - над ним Караульная гора, с которой можно обозреть весь город и его окрестности. Известны несколько фотопанорам Красноярска, сделанных с Караульной горы. Наиболее ранние относятся к 1890-м годам.

Самая известная из фотопанорам (имя её автора, к сожалению, мы не знаем) - та, что воспроизведена на почтовой карточке, так называемой "раскладушке" (общей длиной в четыре обычных карточки). Город уместился на ней на протяжении от Стрелки с Воскресенским собором до предместья Теребиловка, то есть той части города, которая начиналась от нынешней улицы Горького и тянулась до железнодорожного вокзала. В начале 1910-х годов "раскладушку" выпустила (причём тремя тиражами) владелица книжного магазина в Красноярске и издательница почтовых карточек М. И. Григоровская.

И когда вдруг обнаружилась ещё одна фотопанорама Красноярска - большого размера, почти в метр длиной (точнее, 95х18 сантиметров, то есть при соотношении сторон примерно 1х5) - показалось, что это всё та же хорошо известная открытка-"раскладушка", только отпечатанная в увеличенном во много раз формате. Однако же при ближайшем рассмотрении вдруг выяснилось, что на новонайденной фотопанораме отсутствуют:

занимающий почти целый квартал архиерейский дом (построен в 1899 году);

здание мужской гимназии (построено в 1889 году; на фотопанораме можно разглядеть, правда, первоначальное здание гимназии, но оно построено бог знает когда - в 1830-х годах);

здание женской гимназии (построено в 1885 году)...

Да что гимназии - вокруг Кафедрального собора (строительство закончено в 1861 году) нет ещё ни каменной ограды, ни отдельно стоящей часовни. А ведь каменная ограда и часовня были построены в 1867 году. И их нет... А это может означать только то, что съёмка фотопанорамы производилась где-то между 1861 и 1867 годами.

Так что же - перед нами самая ранняя панорама Красноярска из известных, вернее, из неизвестных?!

Красноярск, 1863 год

Фотопанорама, о которой идёт речь, была случайно найдена среди бумажного хлама одной из общественных организаций, когда она покидала в 2000-х годах своё помещение в старом здании в центре Красноярска. Каким образом оказалась панорама в этом помещении, никто уже не скажет.

Фотопанорама отпечатана в хорошем качестве на альбуминовой бумаге (очень тонкой, изготавливаемой на основе яичного белка; альбуминовая печать появилась в середине 1850-х и использовалась до начала 1890-х), цвета сепия. Состоит она из четырёх частей, соединённых между собой в единое целое и наклеенных на тонкий картон. Время, небрежное хранение оставили на ней свои следы - загрязнения и разрывы. Один из владельцев панорамы (принимая во внимание её приличный возраст, она, судя по всему, не раз переходила из рук в руки), чтобы сберечь раритет, наклеил её ещё раз на плотную бумагу. Возможно, он же на полях бумаги карандашом надписал: "Городъ Красноярскъ", сбоку поставил дату - "1863 г.".

Дата при первом прочтении показалась невероятной. Что за ерунда - 1863 год?! Быть этого не может! И только когда началось более пристальное изучение панорамы, дата эта, к огромному удивлению, стала подтверждаться - да, действительно, скорее всего, на фотографии Красноярск 1863 года! Город, каким он был почти за двадцать лет до пожара 1881 года.

Датировать фотографию можно по наличию или отсутствию на ней тех или иных городских зданий, времени их постройки. Как уже отмечалось, фотопанорама была сделана предположительно между 1861-м и 1867-м годами, поскольку Кафедральный собор на фото есть, а каменной оградой он ещё не окружён (изготовлена в 1867 году), нет и каменной часовни, поставленной в том же 1867-м. И вот другие аргументы к уточнению датировки.

Напротив Всехсвятской церкви нет двухэтажного каменного дома (ныне улицы Красной Армии/Обороны, 12/1) - он был построен в 1870 году купчихой Т. И. Щеголевой для городской богадельни. Но зато несколько дальше по Всехсвятской улице на панораме хорошо просматривается усадьба с каменным двухэтажным домом (улица Красной Армии, 18). На крыше дома различимы стропила, они ещё не накрыты кровлей, а дом окружён строительными лесами. Всё говорит о том, что до сдачи дома осталось совсем немного времени. И действительно, из архивных данных известно, что его постройка была закончена купцом М. К. Сажиным в 1863 году!

(В дальнейшем этот дом перешёл к купцам Даниловым. Знаменит был тем, что в 1873 году в нём бывал великий князь Алексей Александрович, а в 1891-м - наследник престола Николай. В доме находилась квартира губернатора Светлицкого. В советское время тут открылся Дом колхозника, была гостиница, где в 1930 году проживали артисты и писатель Фадеев, приехавшие в Красноярск для съёмок фильма "Разгром". Казалось бы, стены дома должны украшать памятные доски, дом следовало беречь, охранять и водить к нему экскурсии, но... В 1985 году дом в одночасье - "спасибо" городской власти! - был снесён. Но это уже другая история. Да и мало ли какие примечательные исторические здания разрушили и снесли в Красноярске в разные годы...)

Итак, 1863 год. И тот, кто проставил эту дату под панорамой, сделал это, получается, вполне осознанно. Фотосъёмку фотограф производил в начале или середине лета: деревья в листве, а уровень воды в Каче довольно высок. Но кем в 1863 году могла быть профессионально изготовлена фотопанорама города Красноярска?

Прежде чем высказать предположение о возможном авторе панорамы, попробуем вкратце обрисовать начальную историю фотографического дела в Красноярске.

К истории фотографии в Красноярске

Изначальный фотографический период в истории Красноярска был, можно сказать, немецким, что и не удивительно, ибо в России одними из первых, кто стал заниматься фотографическим ремеслом, были выходцы из Германии.

Первую фотографию в Красноярске в сентябре 1865 года открыл прусский подданный из Ганновера, почётный член Немецкого фотографического общества Генрих Христианович Кеппель. В 1872 году в городе появилась фотография Августа Егоровича Нитрама. Причём в 1865 году заявку на открытие фотоателье Кеппель и Нитрам подавали совместную. Но что-то там "не срослось", как говорится ныне, и фотографировать красноярцев Нитрам стал на несколько лет позже.

Впрочем, и до Кеппеля с Нитрамом красноярцы о фотографии представление имели. Так, ещё в 1845 году предприимчивый владелец одного из дагеротипных заведений в Санкт-Петербурге Адольф Давиньон предпринял длительное путешествие по Сибири, где снимал декабристов и их близких. Свои портреты находившиеся на поселении декабристы посылали родным и друзьям. Давиньон делал портреты в Томске, Иркутске и окрестных сёлах, в Кяхте. В Красноярске он снимал В. Л. Давыдова с семьёю. Но от тех дагеротипов Давиньона мало что сохранилось. Отправленные в Россию портреты Волконского, Поджио и некоторых других декабристов были перехвачены жандармами, на Давиньона завели дело. Портреты, снятые "посредством дагеротипа с некоторых государственных преступников", были изъяты, а сам Давиньон вскоре покинул Россию, уехал во Францию.

О другом заезжем фотографе, рижском мещанине М. Е. Фельдмане, нашлись сведения в дневнике епископа Енисейского и Красноярского Никодима. Вероятно, в Красноярске останавливались на какое-то время, снимали всех желающих и другие заезжие фотографы. Но первым фотографом, получившим официальное разрешение городских властей на открытие фотоателье, был именно Г. Х. Кеппель.

В 1860-е годы в полицейском деле явилось новшество: наряду с описанием примет преступников решено было их фотографировать, что могло способствовать розыску сбежавших по фотоснимкам. В Красноярске, через который шли тысячи и тысячи осуждённых, изготавливать их фото по заказу полиции было очень выгодно. С 1879 года контракт на съёмку ссыльных и каторжан заключил Г. Х. Кеппель; впоследствии его компаньоном стала Регина Осиповна Аксельрод. Так что заниматься видовой фотосъёмкой, фотографировать город и его красивые окрестности никакой финансовой необходимости ни у Г. Х. Кеппеля и Р. О. Аксельрод, ни у других красноярских фотографов не было. И если они это делали, то, очевидно, по какому-то специальному заданию или же по собственному желанию. Во множестве дошли до наших дней фотографии на паспарту фотосалонов А. М. Злобкова, Ф. Д. Лухтанской, Л. А. Бобкова, И. И. Василенка, И. Е. Упаткина и других. И это всё тоже в подавляющем большинстве одиночные или групповые портреты красноярцев.

В 2003 году Красноярский краеведческий музей выпустил электронный диск фотографий "Быт Енисейской губернии конца XIX - начала XX вв.", в который вошли около пятисот снимков из нескольких тысяч, хранящихся в фондах музея. Самые ранние из включённых в диск фотографий относятся ко второй половине 1860-х - 1870-м годам. Причём этих ранних снимков ничтожно мало. Как правило, они отпечатаны на паспарту фотосалонов Г. Х. Кеппеля, Р. О. и М. Б. Аксельрод. На некоторых таких снимках стоит штемпель Г. В. Юдина. Известный купец-библиофил собирал не только книги, но и архивные материалы и фотографии, благодаря чему они и сохранились.

В 1880-1890-е годы самый продуктивный фотограф в Красноярске - Мендель Борухович Аксельрод, именовавший себя Михаилом Борисовичем, супруг Р. О. Аксельрод. Хорошо известен изданный М. Б. Аксельродом альбом "Великий путь", состоящий из 124 видов Обь-Енисейского участка Сибирской железной дороги. Снимки для альбома выполнял И. Р. Томашкевич, штатный фотограф управления Средне-Сибирской железной дороги. Фотографии в альбоме большого формата; они сопровождаются пояснительным текстом. Замечательна обложка альбома - красочная, тиснёная, с таёжными дебрями, рычащим медведем и паровозом, врывающимся в эти дебри,- она выполнена по эскизу знаменитого художника той поры Николая Каразина. Альбом был отпечатан в 1899 году в Вене. Впоследствии фотографии из альбома не раз издавались в виде почтовых карточек, бессчётно воспроизводились в самых разных изданиях.

С развитием фотографического дела фотоаппаратами стали обзаводиться некоторые состоятельные красноярцы. Так, например, город и окрестности много снимал нотариус Николай Ставровский. Свои фотографии он иногда помечал в нижних углах инициалами "Н. С." и датой. Окрестности, Столбы, дачную жизнь фотографировал Роман Брагин, инспектор землемерного училища. Землемер Л. Ю. Вонаго по долгу службы разъезжал по губернии, отдалённым местностям. И очень часто с собою он брал громоздкий фотографический аппарат. В его объектив попадали то "старая лесосека в мало-кемчугской даче", то "рыболовная избушка на речке Четь", другие глухие таёжные места - их можно увидеть на выпущенных Вонаго почтовых карточках. Помимо него почтовые карточки с видами Красноярска, городов и местностей Енисейской губернии выпускали А. Ф. Комаров, Ю. М. Кохановский, Б. С. Нови, М. И. Григоровская, Н. А. и М. А. Шапиро. Были свои фотографы и издатели видовых почтовых карточек в Ачинске, Канске, Минусинске.

В конце XIX - начале ХХ века человек с фотоаппаратом даже в провинции уже не был в диковинку.

Каланча в два этажа и особняк эпохи классицизма

Вопрос, который напрашивается сам собою: а что же можно увидеть на панораме 1863 года такого, что впоследствии исчезло, разрушилось или сгорело, чего мы никогда не видели?

А вот, например: Гостиный двор на Старобазарной площади, который и в наше время всё так же стоит на своём историческом месте (ныне - здание краевого архива, улица Карла Маркса, 6). Но в 1863 году - присмотримся - над ним возвышается высокая башенка! На всех много раз публиковавшихся старых (но не старше начала 1880-х) изображениях этого Гостиного двора никакой башни нет. Есть, правда, на крыше некая квадратная площадка, не совсем понятного назначения (она и сейчас на своём месте). И вот теперь ясно, зачем она была нужна. В описании Гостиного двора, относящегося к 1866 году, сказано: "Сверху сего корпуса сделана деревянная на столбах, обшитая тёсом каланча в два этажа, крытая железом". Вот что это - пожарная каланча! Известно, что пожелание устроить на крыше Гостиного двора пожарную каланчу высказывал губернатор П. Н. Замятнин. Выходит, она и была устроена посреди крыши на специальной каменной площадке. И сгорела без остатка в пожаре 1881 года, когда, как и многие городские дома, горел и Гостиный двор.

Ещё одно старинное, известнейшее здание Красноярска предстаёт на фотопанораме в необычном виде. В этом трёхэтажном здании на Воскресенской улице (проспект Мира, 9) в 1874 году на деньги купчихи Т. И. Щеголевой открылось первое в городе ремесленное училище. Несколько ранее выкупленное ею здание было перестроено применительно к своему новому назначению. А в 1863 году оно ещё оставалось таким, каким его построил купец И. Я. Суханов в конце 1820-х годов.

1820-е годы - эпоха классицизма в зодчестве. В те годы столичными архитекторами были разработаны образцовые проекты зданий разного назначения. Проекты рассылались по губерниям для обязательного применения. По одному из таких проектов Суханов построил на Воскресенской улице трёхэтажное здание с четырёхколонным портиком, двумя двухэтажными флигелями по обе стороны здания. А если принять во внимание, что напротив этой усадьбы в те же годы в том же стиле был выстроен двухэтажный дом (проспект Мира, 14), то получался целый архитектурный ансамбль эпохи классицизма!

На фотопанораме, к сожалению, не видно первого этажа особняка купца Суханова с основанием портика, входом. Но четыре колонны, завершающиеся треугольным фронтоном, вполне различимы. Так же, как и верхний полуэтаж, впоследствии перестроенный в полноценный третий этаж здания. Подобное здание, возведённое в начале XIX века и сохранившееся доныне в своём первозданном виде, есть в Иркутске. Когда-то в нём располагалась резиденция генерал-губернатора Восточной Сибири Муравьёва-Амурского, а теперь - Научная библиотека Иркутского госуниверситета.

Кто автор фотопанорамы?

Так кто же мог выполнить фотопанораму Красноярска в далёком 1863 году?

В 1863 году в Красноярске никаких фотографических заведений ещё не было. Первое, Г. Х. Кеппеля, открылось, как уже было сказано, в 1865 году. К тому же герр Кеппель, открывая фотоателье, прежде всего рассчитывал на успешный бизнес по изготовлению фотопортретов горожан. Это уже потом, освоившись и прижившись в Красноярске, он иногда снимал городские виды. Эти фото относятся, в основном, к 1870-1880-м годам. Так что по всем обстоятельствам Кеппель не годится в авторы фотопанорамы Красноярска 1863 года.

А кто вообще занимался фотографией в 1850-1860-е годы в Восточной Сибири, в соседних с Красноярском сибирских городах? И тут в первую очередь возникает имя А. К. Гофмана, иркутского фотографа.

Разрешение на открытие в Иркутске своего фотоателье "курляндский уроженец" Август Карлович Гофман получил в 1858 году. С перерывами он проработал в Иркутске до 1906 года. Фотографировал горожан, снимал поляков, оказавшихся в ссылке в Иркутской губернии после мятежа 1863 года, и так далее. Но, как пишет иркутский исследователь С. И. Медведев, "в отличие от других иркутских фотографов Гофману было тесно в привычных рамках мастерской. Его тянуло, как выражаются художники, на пленэр". Так, на публичной выставке, проходившей в Иркутске в октябре 1868 года, помимо портретов, Гофман выставил две панорамы Иркутска, виды озера Байкал, другие видовые фото. На выставке в следующем, 1869 году Гофман представил, как сообщала газета "Иркутские губернские ведомости", "разнообразнейшую коллекцию видов Восточной Сибири, большую фотографическую группу в четыре лица в половину натурального роста" и другие снимки. "Все эти работы совершены с известным г. Гофману искусством, благодаря превосходным фотографическим аппаратам, которые он имеет, но лучшими, безукоризненными по исполнению остались виды".

По каким-то причинам А. К. Гофман несколько раз уезжал из Иркутска, но возвращался вновь, каждый раз заново испрашивая разрешение в городской Думе на открытие фотографического заведения. В первый раз - и тут причина как раз известна - он уехал из Иркутска в начале 1860-х годов, скопив "необходимое количество денег для поездки в Европу с целью совершенствования в своём фотографическом ремесле".

Мог ли А. К. Гофман быть автором фотопанорамы Красноярска 1863 года? Свои первые (из нескольких снимков) панорамы Иркутска он выполнил в 1865 и 1866 годах. Съёмка фотопанорам - занятие непростое, требующее и умения, и опыта, и необходимой аппаратуры. Всем этим Гофман обладал. Так, в газетной информации об иркутской выставке 1869 года говорится, что Гофман представлял, помимо своих снимков, "Дальмейеровский фотографический аппарат, до сих пор лучший в Европе снаряд этого рода". Одна из панорам Гофмана - общий вид Иркутска из предместья Глазково - состояла из двух соединённых между собой частей, размером 100х23,5 сантиметра, что, кстати, близко размеру красноярской фотопанорамы. Вот если бы найти какие-то сведения, указывающие на связь Гофмана с Красноярском...

И вот что самое удивительное - такие сведения нашлись!

В газете "Иркутские губернские ведомости", в номере от 17 ноября 1862 года (повторено в номерах от 24 ноября и 1 декабря), в отделе объявлений Август Гофман, фотограф, сообщает (информация любезно предоставлена С. И. Медведевым): "Возвратившись из-за границы, где я в лучших фотографических заведениях упражнялся в фотографическом искусстве, долгом считаю известить, что в непродолжительном времени я приеду в Иркутск и (...) открою опять своё фотографическое заведение (...). 1 ноября. г. Красноярск" (!!!).

Получается, что после заграницы, перед возвращением в Иркутск, Гофман останавливался на какое-то время в Красноярске. И вполне возможно, что здесь он задержался до середины следующего, 1863 года, и в один из его летних дней поднялся со своей фотоаппаратурой на Караульную гору, заснял панораму города, применив на практике знания, полученные в Европе.

О связях Гофмана с Красноярском говорит и такой факт. В дневнике красноярского протоиерея В. Д. Касьянова в записи от 11 октября 1872 года отмечено: "Видел бывших за границей фотографов Кеппеля и Гофмана". Запись относится ко времени краткого пребывания В. Д. Касьянова в Иркутске; из неё следует, что оба фотографы были знакомы не только между собой, но и с красноярским священником. Кстати, связи красноярца Кеппеля и иркутянина Гофмана, двух соплеменников, первопроходцев фотографического дела на берегах Енисея и Ангары, могли быть значительно более тесными, нежели обычное знакомство, перерасти в какое-то сотрудничество.

Наконец, фамилия Гофман встретилась в книге красноярского краеведа О. П. Аржаных "Что в имени тебе моём...". В ней на странице 367 упоминается "имение дочери курляндского уроженца девицы Марии Августовны Гофман", проданное в 1881 году купцу Полякову. Имение располагалось в Красноярске на Воскресенской улице (ныне проспект Мира, 51). Почти нет сомнений в том, что отцом девицы был именно "наш Гофман" - фотограф Август Карлович Гофман, уроженец прибалтийской Курляндской губернии, с конца XVIII века входившей в состав Российской империи. Можно добавить, что дата - 1881 год - скорее всего, здесь не случайна. Имение (подразумевается, конечно, городская усадьба) девицы Марии Гофман с домом и постройками, вероятно, сгорело в грандиозном пожаре в апреле 1881-го. И Поляков купил уже само место и впоследствии выстроил на нём новый двухэтажный каменный дом, который и ныне здесь располагается (с надстроенным в 2000-е годы третьим этажом).

К сожалению, в биографии А. К. Гофмана очень много пробелов. И совсем уж стопроцентной уверенности в том, что именно он был автором панорамы Красноярска 1863 года, конечно, нет. Но очень многое говорит в пользу его авторства.

Фотопанорама была найдена почти ровно через 150 лет после того, как она была сделана. Почему же о ней, самой ранней панораме Красноярска, ничего не было известно прежде? Где, у кого она хранилась все эти десятилетия? Может быть, панорама была выполнена по заказу Сибирского отдела Императорского географического общества, с которым А. К. Гофман сотрудничал в 1860-е годы? И тогда в архивах общества, если они существуют, могут быть обнаружены какие-то сведения на этот счёт.

В 1916 году в Красноярске состоялась большая выставка самых разнообразных предметов старины. Выставка называлась "Старый Красноярск". В изданном "Обзоре" экспонатов, представленных на выставке, перечислено немало фотографий Красноярска и окрестностей. Были на выставке и планы Красноярска 1728, 1828, 1840 годов, а также план города с показом кварталов, выгоревших в пожаре 1881 года. Обязательно попал бы в "Обзор" и самый ранний фотографический вид Красноярска, если бы он на выставке демонстрировался. Но, видимо, устроителям выставки он не был известен. И остаётся только гадать, где же пребывала фотопанорама Красноярска 1863 года на протяжении многих лет после того, как была изготовлена, почему нигде не упоминается, никогда не публиковалась...

Выдающимися памятниками отечественного фотоискусства считаются круговая панорама Санкт-Петербурга, снятая с башни Адмиралтейства в 1861 году, панорама Москвы 1856 года. А для обычных российских городов не только панорамы, но даже и отдельные снимки, выполненные в начале или, хотя бы, до середины 1860-х,- огромная редкость. К самым значимым из них можно смело отнести фотопанораму Красноярска, сделанную с Караульной горы в один из летних дней 1863 года.

***

Комментарий специалиста

Публикуемая редкая фотопанорама при подробном рассмотрении действительно показывает нам город Красноярск, каким он был в 1863 году. Убедительны и доводы В. Чагина о её авторстве.

Фотопанорама впервые открывает нам исторический центр Красноярска начала 1860-х годов. Хорошо видны куртины (так назывались в плане города группы кварталов, расположенных от реки Качи до Енисея между поперечными улицами), отдельные объекты. Съёмка панорамы выполнялась с Караульной горы, с точки, расположенной где-то напротив седьмой куртины города, то есть между улицами Кирова (ранее Театральной, Гадаловской) и Диктатуры Пролетариата. Фотограф находился чуть западнее улицы Кирова, судя по фронтальности изображения в этой части панорамы. Вероятно, и самый удобный подъём на гору был между улицами Почтамтской (ныне улица Перенсона) и Театральной (теперь улица Кирова). А вот деревянного театра на Острожной площади (ныне на этом месте стадион "Локомотив") на фото не найти, потому как построен был этот храм Мельпомены позже. Это ещё один довод за раннюю дату редкой фотографии.

Разглядывая снимок полуторавековой давности, можно найти немало деталей, позволяющих определиться во времени фотопанорамы. Так, на фото виден дом купца И. И. Токарева, расположенный на Новособорной площади с западной стороны, и мы знаем по документам ГАКК, что построен он был по проекту периода классицизма, а позднее передан причту Кафедрального собора. Ныне это дом-музей П. А. Красикова на углу улиц Горького и Ленина. Неподалёку от него, на улице Всехсвятской (ныне улица Красной Армии) различима пожарная каланча более ранней постройки, чем мы предполагали по известным фотографиям. За Гимназическим переулком и улицей Садовой (ныне улица Бограда) просматриваются крупные береговые пакгаузы, уже не встречающиеся на поздних фото. Возможно, они сгорели в пожаре 1881 года. Не найти на поздних фотографиях и крупные дома кантонистов по Большой улице, видные на протяжении всего квартала.

Самые удивительные загадки находим на панораме в первой и второй куртинах плана. Усадебный дом купца Суханова (проспект Мира, 9) виден с портиком под фронтоном - в таком виде он встречается впервые. Так же, как и Гостиный двор с двухъярусной деревянной башенкой над вторым этажом. А как интересны бревенчатые старинные дома под крутыми крышами на улице Больше-Качинской - теперь они сохранены только в акварелях В. И. Сурикова.

Надеемся, что эта публикация панорамы будет поводом напомнить горожанам в очередной раз о возвращении верных пропорций исторической часовне на сопке Кум-Тигей, где было маленькое яблоко на барабане над шатром с образом стрелы. Горожане XIX века поставили её в память о героической защите Красноярского острога казаками в XVIII веке - этого истинно основного достопримечательного места города и всего Красноярского урочища, и об этом уже говорилось в газете "Красноярский рабочий" в предыдущие годы.

Екатерина ГЕВЕЛЬ, архитектор.


Владимир ЧАГИН.



ТАКЖЕ В НОМЕРЕ:
МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС "ЦВЕТНЫЕ МЕТАЛЛЫ - 2013" В КРАСНОЯРСКЕ
Вчера в красноярском МВДЦ "Сибирь" открылся V Международный конгресс и выставка "Цветные металлы - 2013", на которые съехались более 600 представителей 33 стран мира.

В ЭПИДСЕЗОН - С ПРИВИВКОЙ
В Красноярском крае началась прививочная кампания против гриппа, вакцинацией будут охвачены 800 тысяч человек.

ТЯЖЁЛАЯ БРОНЗА
На третью ступеньку пьедестала состоявшегося в североамериканском городе Киллен юниорского чемпионата мира по силовому троеборью поднялась красноярская спортсменка, студентка Аэрокосмического колледжа СибГАУ Наталья Шабусова.

ПОМОЛОДЕЕТ ЕНИСЕЙСКАЯ СТАРИНА
За счёт федерального бюджета на 188,9 миллиона рублей увеличится финансирование программы подготовки к 400-летию Енисейска.

ПОЛЬСКИЙ СЛЕД НА ЮГЕ КРАЯ
В селе Малая Минуса Минусинского района побывала польская делегация.

ЗА МАКОВУЮ СОЛОМКУ - ДО ДЕСЯТИ ЛЕТ
В городе Заозёрном Рыбинского района задержан мужчина с 650 граммами маковой соломки.

ДЕЛА СЕМЕЙНЫЕ
Женятся все, разводится половина.








Архив

Гидрометцентр России



Rambler's Top100







© 2000 Красноярский рабочий

in.Form handwork