ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНЫЕ МЕСТА РОДНОГО КРАСНОЯРСКА
"Благословением праведных - возвышается город..." В. Ф. Войно-Ясенецкий, 1945 год.

Ощущение цельности городского ландшафта, его слитности с богатым природным окружением связано с традиционным раскрытием основных улиц и площадей на реку, острова и горы.

Эти качества изначально придавали самобытность Красноярску и обеспечили преемственность развития его исторического центра. Ныне это наше ценное градостроительное наследие - такое приволье со множеством "видовок" и "полётных картин".

Город следует рассматривать как пространство среды обитания,- так нас учили архитекторы-старейшины - С. В. Дум и Е. А. Зубковский, а Э. М. Панов в статье, опубликованной в краевой газете, напутствовал: "Надо внимательнее относиться к исторической ткани города".

Город - жемчужина в природной оправе

Взаимоотношения исторической среды центра с новой застройкой представляют только грань более общей задачи охраны окружающей горожан среды и экологии, в том числе и "культурной экологии", являясь своего рода моделью взаимоотношений искусственной среды и природной - всего Красноярского урочища в целом, поскольку город воспринимается всегда с окрестными ландшафтами - в природном обрамлении.

Окружение великолепно - прибыли казаки и восхитились: "О! Красно урочище - яро! Здесь острог ставим..." - это городчики были, так назывались в XVII веке зодчие, и освоение Сибири было истинно русским Возрождением.

Есть ли оно теперь - пространство в историческом центре города? Эта воля и простор, "прозоры" на окрестности и ощущение слитности с природой... Зелёные некогда места, где цвели яблони весной - заняты офисами, которые пустуют и сдаются по объявлениям застройщиков. А что горожанам в центре предлагается для души? Что приближает жителей Центрального района к истине и добру во время прогулок? Контора с вывеской "сдаётся" (и телефоном владельца) - или чудный деревянный домик с парадным крылечком, с подзорами карнизов под крутой крышей, которыми любовался Василий Иванович Суриков и отобразил в картине "Боярыня Морозова"? Мимо такого старинного дома и нынешний красноярец с удовольствием прогуляется в тёплую погоду, заглядывая в уютно горящие вечером лучковые окошки с наличниками...

Под видом жалости к жильцам деревянных домов в центре - их сносят; и стоят там пустые конторские здания или долгострои за строительными заборами, как на набережной у парка, где был добротный полукаменный дом с садом из клёнов, рябины и черёмухи,- восхищались все живущие на улице Бограда. А теперь - строительный забор, и нет доступа пешеходам к берегу Енисея. Пожалуй, лучше бы были эстакады через магистраль вместо этой ограды... Будто и не на великой реке живём, и нет у нас речного вокзала с каскадом лестниц к воде.

Объектом ярого обсуждения жителей Красноярья является историко-архитектурная среда города, а целью - сохранение и использование культурного наследия. Среда, как известно, воспроизводит основы культуры, в которой она складывается. Целые пласты родной истории в центре города на самых дорогих участках снесены в угоду стеклу и бетону, и продолжается проектирование только конторских зданий, даже в самых охраняемых средовых зонах Центрального района с богатой исторической канвой, где наше наследие.

Альтернатива есть - архитекторы, например, в проекте планировки исторического центра Красноярска 2007 года предлагали устроить в доме Юшковых, связанном с трилогией А. Т. Черкасова (улица Вейнбаума, 23), литературное кафе "Чёрный тополь" с садиком из яблони, рябины и черёмухи, с беседкой на усадьбе.

На усадьбе рядом - на улицах Вейнбаума, 25/ Марковского, 61,- которой любовался сам В. И. Суриков, можно устроить детские творческие мастерские (столярная, гончарная и керамическая, студия плетения из лозы), как филиал художественной школы рядом - в пятой же куртине, где проводились бы семейные мастер-классы по выходным и в будни, для отдыхающей в центре города публики.

Город - заповедник души

Эти усадьбы находятся вблизи дома, где жил святой Лука в военные годы, а краеведы, историки и архитекторы-реставраторы отстаивают идею размещения в этом доме православного музея, посвящённого богослову и хирургу В. Ф. Войно-Ясенецкому. В таком музее горожане и гости со всей страны могут посмотреть фильм о святителе Луке, послушать аудиозаписи с его голосом - о Преображении, так знаменательном для красноярцев.

В этом просторном деревянном доме с анфиладным расположением залов нашлось бы помещение и для городского казачьего Круга, чтобы охранять и поддерживать всю усадьбу. Казаки готовы и крышу подлатать, пострадавшую после первого пожара 2008 года, было бы решение города - нельзя же самовольно вступить на усадьбу...

Прибирать и обихаживать брошенный ныне старинный дом на усадьбе Потехиных - Потылициных на улице Вейнбаума, 21, необходимо, по общему решению Совета творческих союзов города, поскольку замечательный красноярский дом с древними символами резного орнамента по лицевому фасаду и богатой историей ещё и упоминается, вместе с домом Юшковых, в книге "Чёрный тополь" А. Т. Черкасова.

Енисейские казаки городского Круга готовы обеспечить охрану будущего музея святителя Луки в старинном доме N 21, необходимо принять верное решение по организации музея при Красноярской епархии, о котором хлопочут краеведы в течение трёх лет, и сохранении ближайшего дорогого исторического окружения. А все прежние предложения по переносу объектов наследия с родных мест в какие-то музеи-заповедники являются невыполнимыми: "Родину не переносят в другие места!" Это абсурдные решения, ведущие к утратам памятников истории и культуры края.

Просили краеведы разместить скромную информацию - о памятнике истории и культуры, напоминающем о святом Луке в Красноярске, об истории усадьбы - на крупном щите, уже установленном перед усадьбой, и снять рекламные баннеры рядом. Ближайший объект наследия - улица Вейнбаума, 23, старинный деревянный дом-памятник истории и культуры с паспортом, утверждённым в Москве - хотя и вынесен он чиновниками от культуры из реестра в 2011 году, но отражён в книге "Вверх по Енисею" (М., 1980), находится в охранной зоне Губернской гимназии и заслужил своей давностью строения - 1830-х годов - право быть сохранённым для горожан. Да любой город был бы рад иметь такое ценное наследие и давно собирал бы благодарных паломников и туристов со всего света, а в нашем парадоксальном Красноярске "изюм из булки выковыривают...", и даже память о В. И. Сурикове не признают - как только захочет строиться очередной денежный претендент на лакомый кусочек в историческом центре, благо всё рядом.

А ведь культурная общественность "на полном серьёзе" ищет очередной туристский бренд для Красноярска, и это при том, что у нас - такие исторические и культурные сокровища! Не по нраву это расхожее слово - бренд (более применимое к торговле)? Есть более благозвучные для русского слуха слова, как самобытность дорогого образа города и достопримечательность всего урочища Красного Яра. Назовёте ли сходу ещё город, где была бы в середине гора, дающая круговой обзор всех окрестных далей? А вот у нас, пожалуйста - Кум-Тигей, или "Тетива для стрелы" - есть Караульная гора с дозорной башней, вернее - была прежде... Теперь - часовня в виде ёлочной игрушки, но дело времени и созревания общественного сознания, чтобы восстановить образ стрелы в небе вместо крупномерной маковицы часовни.

Здесь шире обзор с горы - панорамное видение всего урочища - больше возможностей... Праздник Преображения был особо почитаем у казаков, прибывших к этим берегам на Яблочный Спас в августе и прочно обосновавшихся здесь у Красного яра. Впору ныне взывать ко всем коренным красноярцам: "Люди добрые - ("доброхотные" по-старинному) переходим от "штучной охраны" памятников истории к сохранению исторической среды родных достопримечательных мест"!

Эксперты-варяги

Пока что не признаётся наша история памятных достопримечательных мест, и чтобы снести домик под новое строительство в громадном городе - приглашаются иркутяне в 2011 году, да всё потому, что у своих-то экспертов рука не поднимется на суриковские святыни.

По федеральному закону главным принципом государственной экспертизы является гласность и коллегиальность. А горожан и не оповестили о единоличных заключениях иркутских экспертов по нашим деревянным домам, представленным к исключению из охранного списка.

Теперь нет Росохранкультуры, и её иркутские эксперты несостоятельны, да и та экспертиза в мае 2011 года - ныне недействительна, а дома всё же были вынесены из реестра охраны для уменьшения забот городским чиновникам.

Снесён дом купеческий с лавкой на улице Ленина, 50 - с парадным крыльцом и ампирными резными гирляндами во фризе - охранявшийся до этого (в реестре был и с паспортом объекта наследия, утверждённым в Москве). Да ветеранам (по предвыборному запросу на встрече с Э. Ш. Акбулатовым) ответили, что дом на "улице Вейнбаума, 21, будет опять внесён в охранный реестр и даже рассмотрен вопрос о недостойном содержании имущества частным владельцем"... Может быть, просто тогда, перед выборами мэра, успокоили ветеранов, а красноярское сообщество и не знает, что старейшины-краеведы бьются несколько лет за сохранение наших достопримечательностей и за организацию музея святителя Луки не в доме Красикова, а там, где знаменитый богослов и хирург действительно жил в военные годы.

Ведь это всё рядом - в пятой куртине городского плана. В нашем городе были куртины двойного укреплённого острога-форпоста (крепостные стены меж деревянных башен), давшие название жилым образованиям большого Красноярска. Куртиной считается группа кварталов от Енисея до реки Качи - между поперечными улицами исторического центра на ровной террасе. Поэтому и поперечные улицы - бывшие свозы к судоходным рекам так широки, что они раскрыты на природу.

А что думают сами горожане о среде Центрального района? Хорошо бы спросить, и если представить на одной чаше весов - Суриков, святой Лука и братья Абалаковы, а на другой - застройщики вечно пустых офисов, то что же важнее городу, куда стремятся все горожане? Может быть, и назрел уже кризис торгово-развлекательных строек в историческом центре?

То, что проектировали в 1980-х годах по первым этажам в Центральном районе - для пешеходов, это уже претворилось, но пешеходной части главного проспекта, даже малой, ныне не представить - общественному транспорту-то не пробраться по проспекту Красноярска... В центре города плотность застройки уже более чем в два раза превышает нормативы, нет пешеходных зон, как во всех крупных городах - пешеходные пути и площади занимают стихийные парковки машин, а жители "продираются" сквозь машины на тротуарах и перекрёстках... А вот зато в Челябинске нам показывали с гордостью центральную пешеходную улицу, где все гуляют вольно среди зелени и чудесных скульптур чугунного уральского литья в исторической среде большого города.

А у нас почему-то, к примеру, на Стрелке - у колыбели города - Красного Яра! - ныне название "Китай-город", которое объявляют во всех автобусах на остановках, и наши дети всё это запоминают... Будто сиюминутная торговля важнее нашей героической истории!

Есть ещё особая деревянная зона в старинном селе Торгашино - на улицах Тургенева - Кооперативной и 2-й Депутатской с целыми усадьбами, и все знают, что это родные, с детства дорогие суриковские места - тоже достопримечательное место правобережья, как и улица Вавилова с домом авиаторов, аэродромом на Кузнецовском плато и Каменный квартал, где было старинное село Ладейки. Думается, что жилище сибиряка - не высотный дом с клеткой-квартирой, а деревянный дом с банькой и хозяйством. Замечали вы, как различается мировосприятие у людей, выросших в детстве в живом деревянном доме, и у тех, кто родился в бетонной коробке?

Сибирский посадский дом на каменном подклете с кладовыми и чуланами внизу, и деревянным жилым верхним этажом с горенками и светёлками - как-то забывается ныне, применительно к охране архитектурного красноярского наследия; а чиновники здешние - даже и стесняются старинных деревянных домиков в центре Красноярска. Может быть, потому, что они просто не встречали таковых в своих путешествиях на Западе?

Можно много привести примеров жемчужин деревянного зодчества в Красноярске.

Стоит ли штучно, невзирая на градостроительный проект, отдавать кусочки центра застройщикам - это же дикий капитализм. Даже на Западе уже отказались от бесплановой экономики. Там магистраты - "у руля" всей ситуации, по программе городского развития, особо строго осуществляют наполнение центровых территорий, не пускают транспорт, исходя из принципа: прежде всего - ценная среда окружения, память улиц и Дух места - по-нашему, "историческая канва". Это притом, что наши ведущие бизнесмены во всём ориентируются на Запад... Что же они в центровой застройке отстали? То, что ставилось на охрану государства с признанием ценности в советское время - сносится теперь, как просто "деревяшки"...

Сохраним лицо города!

По генеральному плану Красноярска предполагалось размещение у Коммунального моста на левом берегу трёхуровневой парковки, а не металлической конструкции, закрывающей теперь оперный театр на площади. И ведь не было общественного рассмотрения и обсуждения перед строительством, не говоря уж об архитектурном конкурсе на значимую территорию. В нашем городе как-то формально проходят обсуждения проектов, или они вообще не рассматриваются общественностью.

Всё происходит быстро, и вот горожане уже не могут видеть Такмак и Диван-гору за Енисеем - от здания городских служб. Вблизи горы Караульной - в историческом центре города всегда было широкое раскрытие на природный склон древней сопки Кум-Тигей. Название означает в переводе с тюркского - "гора тугой тетивы лука", которая предоставляла панорамный обзор всех окрестных далей и возможность пустить стрелу - мечту - намерение, чтобы претворить в жизнь - такая древняя языческая традиция творения живым словом и яркой мыслью даже (а вовсе не поклонение идолам, как учат детей в нынешних школах). А на Караульной горе крупными буквами зачем-то выцвечено "Россия"... К чему бы это?

Поучительна история с деревянным храмом Трёх Святителей на речке Базаихе, который даже стоял на охране с паспортом и учётной картой, но какой-то дьяк решил обложить его кирпичом в 1990-е годы, а после разрушения - вовсе снести и отстроить новое (в 2011 году), несуразное сооружение у самой дороги.

И все жители ближайшего района спокойно терпели это самоуправство, но где тот дьяк? А стройного бревенчатого храма-памятника уже нет...

Это символично для нашего времени, когда образ истинный заменён бесформицей, облицованной плиткой.

Приезжие туристы в первую очередь (уже проверено!) будут искать деревянное зодчество - гениальное изобретение русских в срубных конструкциях (амбаров, домов, башен и бань), пережившее все землетрясения с доисторических времён. Плотницкое мастерство передавалось издревле по отеческой линии - от дедов и прадедов из глубины веков, и не вправе мы решать ныне за своих детей и внуков - в каких домах захочется им жить в будущем... Скорее всего, в деревянных - в них радостно находиться, а не в бетонных коробах захотят они пребывать...

Да и гости - вспомним американцев, испанцев, французов, чехов,- все стремились смотреть деревянные ценности, и находили как-то, и любовались, несмотря на наше небрежение и бесконечные сносы. Американка Марайя даже вернулась в этом году готовить у нас диссертацию по ландшафтной архитектуре. В книге "Образ города в Красноярском урочище" представлены впечатления Марайи Тейлор (на странице 148): "Мне кажется, эти старинные деревянные районы частной застройки - одна из самых впечатляющих черт Красноярска.., но только в Сибири, наверное, ещё можно найти целые деревянные районы, где дома отличаются...".

Студент из Чехии Ян Вашек (6-й курс архитектурного факультета) в 2010 году так выразил восхищение природным урочищем: "Сейчас я хочу подчеркнуть и попросить жителей Красноярска, чтобы исторические и культурные объекты получили больше внимания архитекторов и горожан и желания искать с ними диалог, так как это - основа, которая сформировала здешний мир..." Просто удивительно, что это говорит молодой человек, а не умудрённый опытом краевед...

Весь мир охраняет среду цельную в городах и сёлах - достопримечательные места, "память улиц" и городской пейзаж, включая его топографию и очертания "небесной линии", а в нашем замечательном городе - только дома, где кто-то был - "штучная охрана" зовётся, а в итоге и те единичные здания сносятся теперь.

От усадьбы Полякова, например (улица Ленина, 21-23,- это вторая куртина) с каменным домом, амбаром, кладовыми и завозней - оставался только деревянный флигель, в котором жил революционер-народник Николай Тютчев. Историки так поставили его на охрану, что теперь видим сгоревшую крышу добротного дома - не хотели выезжать потомственные хозяева (семья внучки экономки), жили с телефоном и всеми удобствами, даже гаражом во дворе.

Рядом - старинная усадьба, которой гордился Василий Иванович Суриков и, показывая гостю на улице Большекачинской, говорил, что вот эти дома вдохновляли его и отображены в исторических картинах... И что осталось от виденного Суриковым на улице, носящей его имя? Мы могли бы говорить гордо в Красноярске: "Суриков - наше всё!"... Если бы внимательнее берегли достопримечательные места. Да ныне и в известной Абалаковской усадьбе - вместо альпинистского молодёжного центра, как было заявлено владельцами прежде - в 1990-х годах, разместили исключительно торговлю и даже на месте каменных кладовых бывшей усадьбы выстроили новый торговый корпус. Что теперь рядом может рассказать о памятных местах - про братьев Абалаковых или святого Луку? Одни торговые рекламные щиты крупных размеров - перед гостями неудобно, поскольку такой назойливой рекламы не встретить в центрах больших сибирских городов.

В угловом красивом доме Телегиных (где жили ещё в молодости красноярские губернские архитекторы А. Фольбаум и В. Соколовский) в этой исторической зоне (улицы Вейнбаума, 34/Ленина, 67) - достопримечательном месте Красноярска в четвёртой и пятой куртинах городского плана - дом подрядчика Телегина вблизи губернской гимназии (улица Вейнбаума, 34) на перекрёстке, предлагается архитекторами-градостроителями (ещё проектом 2007 года) размещение "Чайной" и гостиничных номеров во втором этаже - жилому дому, очевидно, трудно на магистрали с грузовыми потоками тяжёлых машин.

А усадьба в целом располагает к обустройству в ней небольшой частной дорожной гостиницы с чайным заведением.

Всё это выполнимо при радении городской администрации и поддержке "доброхотных дателей" - горожан и заинтересованных бизнесменов. Те же средства, что тратятся ныне на проектирование предполагаемых новых офисов, которые в центре без счёта сдаются - необходимо и возможно перераспределить и направить на регенерацию памятных мест; а это может только городская власть - мудрым и волевым решением и целевым намерением - так строить в Красноярске, сообразуясь с окружением исторического центра и чаяниями горожан.

Пока же красноярцы недоумевают, почему так активно идёт строительство на старинных памятных местах исторического центра города и даже на площади Покровского храма на улице Сурикова, когда эти высотки были бы жизненно необходимы в новых районах, где недостаёт обслуживания и развлекательных объектов. И московский профессор МАРХИ, выступавший с лекцией в Художественном институте, выразил свою оценку современной архитектуры в Центральном районе, назвав это эпигонством вчерашнего дня - уже никому не интересным, тем более в центре крупного сибирского города, а вот самобытный и удивительно уютный "суриковский" Красноярск с казачьими усадебными строениями, насыщенный особой культурной памятью - исчезает именно в последние годы...


Екатерина ГЕВЕЛЬ, архитектор.

Фото автора.



ТАКЖЕ В НОМЕРЕ:
КРЫЛЬЯ ДЛЯ СВЕТЛОГОРЦЕВ
С нынешнего вторника жители заполярного посёлка Светлогорск могут отправиться на самолёте до Туруханска, а также до Игарки и Красноярска.

КЛЕЩИ АТАКУЮТ, МЫ ОТСТУПАЕМ
После минувших выходных один из журналистов "Красноярского рабочего" вернулся с дачи не один, а с клещом-кровососом, за что и поплатился - получил свою порцию уколов.

В АЧИНСКЕ ВОССТАНОВИЛИ ПАМЯТНИК КИРОВУ
Установленный перед Ачинским драмтеатром памятник бывшему первому секретарю Ленинградского обкома партии Сергею Кирову, с убийства которого 1 декабря 1934 года в стране Советов начались массовые репрессии, был безобразно испорчен в первые дни мая.

ОТДЕЛИТЬ МУНИЦИПАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ ОТ КОММЕРЧЕСКОЙ
Прокуратура Красноярска указала руководителям муниципальных предприятий на нарушения законодательства о собственности.

"БУМБАРАШ" ВОЗВРАЩАЕТСЯ
В Алтайском крае будет учреждён фестиваль молодёжных театров памяти народного артиста России Валерия Золотухина.

ПРЕСТУПНАЯ ТРОИЦА
В региональном СК сообщили о задержании третьего соучастника убийства красноярки Кристины Ержикевич.

ПОЗДРАВЛЯЕМ С НАГРАДАМИ!
Ещё двое жителей Красноярского края удостоены высоких государственных наград.

КОРОТКО
Выборы ректора Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева намечены на 11 июня текущего года. В списке кандидатов - исполняющая обязанности ректора КГПУ Ольга Карлова, проректор по информационным технологиям Николай Пак, заведующий кафедрой педагогики Владимир Адольф.

БЫВШЕГО ПОЛИЦЕЙСКОГО НАПРАВИЛИ НА ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ЛЕЧЕНИЕ
Бывший сотрудник изолятора временного содержания отдела полиции N 5 Красноярска Владимир Тен освобождён от уголовной ответственности в связи с тем, что признан невменяемым.








Архив

Гидрометцентр России



Rambler's Top100







© 2000 Красноярский рабочий

in.Form handwork