ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА В КАРТИНКАХ
"Шалаболинская писаница", уникальный памятник древнего наскального творчества, выстоявший как минимум 8 тысяч лет, сегодня находится в аварийном состоянии.

- Меня там чуть не засыпало, - говорит научный сотрудник лаборатории археологии Красноярского педуниверситета Александр Заика, - благо успел вовремя уйти. Сначала поменьше камни начали падать, потом глыбы - все больше и больше. Хороший обвал получился - деревья с корнем вырывало.

Мало того, что время идет и от естественных разрушений никуда не денешься, так еще и люди помогают. В соседней деревне Ильинке, тоже полуразвалившейся, полузаброшенной, и дома, и заборы сплошь плитняком выложены. А не так давно здесь, рядом с рисунками тысячелетней давности, и вовсе промышленные взрывы велись - добывали камень, щебенку для строительных целей. Только в нынешнем году территория в Курагинском районе на реке Тубе, вдоль которой почти на три километра растянулись сотни наскальных петроглифов, была отчуждена и стала именоваться государственной собственностью историко-культурного назначения. Есть идея создать здесь музей под открытым небом, однако перспектива настолько туманна, что даже говорить об этом как-то неудобно. Пока сделан только первый шаг - началось обстоятельное изучение памятника с научной точки зрения, которое продлится не меньше 5 лет. Этим летом на "Шалаболинской писанице" поработала археологическая экспедиция во главе с Александром Заикой.

- Самое интересное, - рассказывает он, - эти рисунки преднамеренно уничтожали и раньше, причем в довольно древние времена. Просто брали какой-то шлифовальный камень и сдирали изображение, чтобы сверху нанести что-то свое. Видимо, прежние картинки уже не вписывались в новое представление о мироздании и человеке. Мы это только сейчас впервые обнаружили, и сколько я был на разных симпозиумах - о таких фактах ничего не слышал. К примеру, был нарисован бык, его затерли и нанесли изображения солнцеголовых существ - такие маски с лучами. И их тоже кто-то уже начал стирать. Увидеть старые, наслоившиеся друг на друга контуры сложно - они, будто анимация, появляются вдруг только в предрассветные или закатные часы, и то при условии, что погода стоит влажная. Так что на скале приходилось сидеть сутками, но несколько копий таких двойных, тройных изображений нам сделать все-таки удалось.

Археологи заодно освоили и альпинистские премудрости. Чтобы добраться до верхних рисунков (по масштабам памятнику нет равных: он не только растянут в длину, петроглифы встречаются и на очень большой высоте - до 150 метров), протягивали веревки или, как они их называют, "сопли". Концы привязывали к дереву, сооружали нечто вроде качелей и висели в воздухе часами. Каким образам к вершинам добирались древние художники, неизвестно, наверное, тоже перекидывали ремни или крутили арканы. Но рисовать на самом верху, ближе к солнцу, они любили - это факт. Возможно, так диктовала вера, может быть, между ними шла своеобразная конкуренция - чем выше, тем престижнее. Простому смертному так высоко не подняться, значит, тот, кто смог, заслуживает почтения. У соседей-хакасов по этому поводу существуют легенды - изображения на скалах появляются сами, потому что их рисуют духи.

Кроме того, сотрудники экспедиции расчистили часть осыпей и впервые обнаружили новые петроглифы, которые сохранились намного лучше уже известных, будто их законсервировали. До сих пор никому почему-то не приходило в голову копать, хотя археологов на "Шалаболинской писанице" перебывало множество, и отечественных, и зарубежных. Памятник широко известен, сведения о нем есть во всех серьезных изданиях, копии наскальных рисунков обошли весь мир, но он, как ни странно, остается малоизученным. Если продолжать раскопки, наверняка изображения найдутся и глубже, не исключено - даже ниже уровня реки. Если это так, там вполне могут быть петроглифы древнего каменного века, оставленные 20-30 тысяч лет назад.

- Пока можно говорить только об относительной хронологии, - говорит Александр Заика, - последние рисунки, представляющие исторический интерес, относятся к концу ХIХ и началу ХХ века. Там есть и двуглавые орлы, и пятиконечные звезды, и надписи ссыльных революционеров вроде "Пролетарии всех стран, соединяйтесь". А самые старые появились как минимум в новом каменном веке, то есть были нанесены примерно 8 тысяч лет назад. Возможно, есть и более древние, но точно определить мы этого не можем. Наиболее архаичный пласт трудно понять, потому что мы слабо знаем бытовую сторону жизни человека того времени, сложно даже сказать, каким он был по антропологическому типу. Ни одного погребения в этом районе до сих пор не найдено. Беда в том, что в Хакасско-Минусинской котловине все сдувает ветром. А может быть, этих людей тогда вообще не хоронили, а отправляли в лодке по реке в страну мертвых. Существовала горизонтальная модель мира, ключевую роль в ней играла именно река. Исток ассоциировался с восходом солнца, оптимистическим началом, а устье - с закатом, зимой, смертью.

Единственное, что можно сказать точно об этом неизвестном народе, - они рыбачили с помощью остроги (есть сцены рыбалки и изображения самой рыбы, чаще всего - осетров) и охотились на сохатых и маралов. На рисунках встречаются и медведи, но скорей как священные животные. А еще первобытные художники были на удивление единодушны в выборе места для своего наскального творчества. На одних склонах, вроде бы удобных и гладких, нет ничего, а другие, весьма неказистые, испещрены вдоль и поперек в несколько слоев. Может быть, шаманы по каким-то своим приметам эти участки указывали, может, сами рисовальщики их чувствовали - были своего рода служителями культа, посвященными. Так же как в христианстве, к примеру, далеко не каждый вправе писать иконы. А "Шалаболинская писаница" в целом была огромным храмом под открытым небом, где совершались ритуальные обряды.

Причем менялось время, и в соответствии с новыми веяниями менялись "иконы". Отсюда и полное уничтожение старых сюжетов, и стремление внести отдельные поправки. Допустим, в XXVIII веке до нашей эры нарисовали быка, а в VII-VIII, двадцать веков спустя, так загнули ему рога, что получился козел. Потому что именно горный козел к этому времени стал священным животным, его рога символизировали солнце, были посредниками между верхним и нижним мирами. А потом на быка-козла посадили еще и лучника - в период великого переселения народов воины почитались особенно.

Теперь, увы, вся эта наглядная история неумолимо осыпается и разрушается. Документально признано, что памятник федерального значения, имеющий мировую известность, пребывает в аварийном состоянии. А как его спасать - не знает никто. Даже если музей под открытым небом будет когда-нибудь открыт, непонятно, каким образом можно укрепить саму писаницу. Каких-то серьезных технологий для этого, тем более столь масштабных, пока просто не придумали. А если наскальная живопись перестанет существовать, кажется, остановится время.


Лариса РЯБИНИНА. Курагинский район.

Фото из архива экспедиции.



ТАКЖЕ В НОМЕРЕ:
ЭТА ИСТОРИЯ НАЧАЛАСЬ 60 ЛЕТ НАЗАД
На станции Кошурниково Красноярской железной дороги состоялись торжественные мероприятия, посвященные 60-летию "Трассы мужества" Абакан - Тайшет.

ПЕСНЯ ДУШУ ЛЕЧИТ
Вчера в Канске впервые в крае прошел фестиваль художественного творчества среди взрослых, проживающих в социальных домах-интернатах для людей с проблемами в развитии.

"ПУТИНА-2002"
Так называлась операция по пресечению преступлений, связанных с незаконной добычей рыбы, а также обеспечением сохранности транспортируемых грузов и безопасности перевозок.

"КРАСЭЙР" - ВСЕ ДЛЯ ОТДЫХА
Авиакомпания "Красэйр" принимает участие в восьмой международной туристической выставке "Отдых-2002", которая проходит в эти дни в Москве.








Архив

Гидрометцентр России



Rambler's Top100







© 2000 Красноярский рабочий

in.Form handwork